«Тарквиний и Лукреция»: крах Римской империи и германских амбиций
"Тарквиний и Лукреция", ГМИИ им. Пушкина Фото: Никита Алексеев, ИТАР-ТАСС |
«Тарквиний и Лукреция» - одна из многих работ раннего Рубенса, снискавшего себе славу росписью Собора в Антверпене. Популярность молодого художника сразу же возросла. Теперь - он педантично обсуждает с заказчиками: дворянской знатью и просто богатыми соотечественниками, размер полотен и количество фигур, их ракурс - ведь все имеет свою цену.
Данный шедевр создается в 1609-1611 годах. Манера письма выдает недавнее пребывание Пауля Питера Рубенса в Италии. Пропорции и формы на картине еще недалеки от античных идеалов, пройдет еще немало времени, прежде чем мастер позволит себе писать обнаженную натуру в характерной только для него «свободной» манере.
Сюжет «целомудренного самоубийства» благородной римлянки был весьма популярен. Ему даже находили библейскую параллель - повествование о целомудренной Сусанне и преследовавших ее старцах (книга пророка Даниила). Тициановское исполнение (предполагают, именно эта картина вдохновила Рубенса) не менее динамично, чем рубенсовское, однако не так красочно. Будут не раз отмечать сходство Лукреции и других женских образов фламандца с полотен «Сусанна и старцы», «Венера и Адонис». У Тарквиния обнаружат черты Самсона с картины «Самсон и Далила».
В конце 1769 года полотно приобретает прусский монарх Фридрих Великий для своего дворца Сан-Суси. Два века спустя картине суждено покинуть германскую землю: ее вывезет советский офицер. Трофей будет долгое время храниться в сложенном, как простыня, виде, в комоде сельского дома, отчего очень серьезно пострадает: повредится красочный слой тела и лица Лукреции.
Рубенс имел привычку не подписывать своих работ, это делали покупатели. В 90-е годы испорченный холст как «работу неизвестного художника второй половины XVII века или художника круга Рубенса» продадут бизнесмену Владимиру Логвиненко. И только в ходе реставрационных работ возникнет предположение, что живописец - сам Рубенс.
|
"Самсон и Далила" |
Германо-российский скандал вокруг картины разгорелся осенью 2003 года. Владимир Логвиненко в течение полутора лет доказывал германской стороне свое законное право владельца. Картину конфисковала Генпрокуратура до выяснения обстоятельств дела. Прерывание реставрационных работ грозило шедевру гибелью.
В интервью газете «Известия» министр культуры Германии Кристина Вайс заявляла, что не собирается признавать российские законы и будет пытаться вернуть картину в рамках договора 1992 года о реституции. Хотя в соответствии с ним передача происходит как раз таки «с согласия нынешнего владельца», и этот владелец имеет право на компенсацию. Германская сторона не считала Логвиненко «добросовестным владельцем».
За «русского мафиози», покушавшегося на национальное достояние Германской республики и объявленного в розыск через Интерпол, вступился сам президент В. В. Путин. Вопрос о реституционных тонкостях обсуждался во время его официальной встречи с канцлером Герхардом Шредером.
В итоге картина пополнила российскую коллекцию Рубенса и отдана в Эрмитаж. До 30 июля продлится ее экспозиция в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, в окружении других работ легендарного живописца.
Музейные сотрудники в комментарии для газеты «Коммерсантъ» рекомендовали подумать о возвышенных моментах, связанных с чудесным обретением шедевра Рубенса в России, и радоваться, что наша страна обогатилась этим сокровищем: ранних вещей великого фламандца такого масштаба у нас действительно не было.
1 Целомудренная Лукреция, подвергнувшись насилию со стороны сына Римского правителя Тарквиния Секста, спасая честь, закалывает себя.