«Хлеб Неба»: обратная перспектива Гора Чахала в Третьяковской галерее

16 сентября в зале специальных проектов Третьяковской галереи на Крымском Валу открылась выставка Гора Чахала «Хлеб Неба». Автор делится опытом разговора о сакральном на языке современного искусства: фотографии, в которых реализован принцип обратной перспективы, говорят о евангельских чудесах, пресуществлении хлеба и вина в Плоть и Кровь Христову, восхождении к Фаворскому свету.
 

 
 Открытие выставки "Хлеб Неба"
Два зала в «Новой Третьяковке», фотографии большого формата на стенах, белая модель горы Фавор из ПВХ, скульптура «Трисолнечный свет» в центре большого зала. На открытие выставки пришли художники, опытные зрители, священнослужители. Разговор шел о теме сакрального в современном искусстве и диалоге Церкви и актуальных художников.

Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, открывая выставку, сказала: «Гор Чахал -художник, который представляет свое поколение и в своем поколении уже завоевал особое место в современном художественном процессе». По ее словам, в этом проекте представлены работы, посвященные темам, которыми заняты умы человечества вот уже около двух тысяч лет. «Нам было интересно, какое решение и какой ответ на эти вопросы может дать современный художник. Когда мы говорим о конструктивном диалоге с Церковью, интересно говорить не только о древнем искусстве или тех объектах национального достояния, которые уже стали историей. Живой диалог должен касаться и современного искусства».

 
 Протоиерей Борис Михайлов

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов назвал работы Гора Чахала «подлинно религиозным искусством».

 «Я знаю творчество Гора Чахала уже несколько лет, и я являюсь апологетом его творчества - хотя принципиальным противником современного искусства», - признался протоиерей Борис Михайлов.

Руководитель отдела «Искусство в публичных пространствах» правительства земли Нижней Австрии доктор Катарина Блаас рассказала о проекте Гора Чахала «Взгляд за горизонт» в парке австрийского бенедиктинского монастыря Stift Melk, осуществленном летом 2010 года. «Художник был удостоен привилегии создать инсталляцию для монастырской церкви», - сказала Катарина Блаас. Father Martin Rotheneder, который занимается вопросами культуры и туризма в монастыре Stift Melk, также присутствовал на открытии выставки.

«Эти произведения выводят зрителя к новому уровню восприятия», - откликнулась доктор Катарина Блаас о работах, выставленных сегодня в Третьяковской галерее.

 
 Гор Чахал

Как сказал Гор Чахал, диалог Церкви и современного искусства он пытается инициировать уже примерно десять лет, «поскольку и та и другая сторона нуждаются друг в друге. В последний год я вижу прорыв в этом направлении: нам удалось организовать выставку в притворе храма святой мученицы Татианы в Москве, и вот сейчас, в храме светского искусства - Третьяковской галерее - открывается новая выставка».  Очередным этапом диалога должен стать и круглый стол во время проведения выставки в ГТГ.

Проект «Хлеб Неба» в Третьяковской галерее включает несколько частей.

Композиция «Фавор» состоит из пространственной модели священной горы Преображения Господня, выполненной по геодезическим линиям топографической карты, ее фотоизображений с четырех сторон света и 3D-анимации. Здесь Гор Чахал старается раскрыть тему Преображения через образ восхождения, возвышения, самой формой художественного объекта вовлекая в действие зрителя. Художник говорит: «Рукотворную гору в идеале хочется построить такого размера, чтобы каждый уступ этого зиккурата был бы соразмерен лестничной ступени или лучше немного больше, чтобы подъём на вершину осуществлялся с некоторым трудом, прочувствованно».

 
 "Фавор"

В циклах «Хлеб и Вино и Сущий Господь», «Чудо» и «Жертва» художник развивает идею воссоздания пространства иконы. Фотографии, сделанные с применением специальной оптики, являются изображениями в обратной перспективе. Свое внимание к обратной перспективе Гор Чахал объясняет так: «Точка схода прямой линейной перспективы находится на линии горизонта. Предметы, находящиеся за линией горизонта, можно видеть только в обратной перспективе. Ведь линии перспективы за горизонтом вновь расходятся. Теперь очевидно, что возвращение художников в эпоху Возрождения к прямой перспективе есть потеря ими желания заглянуть за горизонт. По сути, отказ от интереса к Божественному миру».

«Чудо» - это предметные композиции по мотивам чудесных явлений, связанных с хлебом и вином в Евангелии, сфотографированные в обратной перспективе. «Жертва» образно показывает, что происходит с Евхаристическим Агнцем во время Божественной Литургии.

 
 "Хлеб и вино"

Скульптура «Трисолнечный Свет» представляет собой пластическую визуализацию энергий Небесных Сил, мостика между «реальным» и трансцендентным миром.

Впрочем, на разговор о сакральном в искусстве можно и просто смотреть, без теоретических пояснений. Принцип восприятия современного искусства сформулировал протоиерей Борис Михайлов: «Надо смотреть на то, что перед твоими глазами, а не на то, что в твоей голове». Проект Гора Чахала «Хлеб Неба» будет перед нашими глазами в Третьяковке до марта 2011 года.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале