«Хлеб Неба»: обратная перспектива Гора Чахала в Третьяковской галерее
Открытие выставки "Хлеб Неба" |
Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, открывая выставку, сказала: «Гор Чахал -художник, который представляет свое поколение и в своем поколении уже завоевал особое место в современном художественном процессе». По ее словам, в этом проекте представлены работы, посвященные темам, которыми заняты умы человечества вот уже около двух тысяч лет. «Нам было интересно, какое решение и какой ответ на эти вопросы может дать современный художник. Когда мы говорим о конструктивном диалоге с Церковью, интересно говорить не только о древнем искусстве или тех объектах национального достояния, которые уже стали историей. Живой диалог должен касаться и современного искусства».
Протоиерей Борис Михайлов |
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов назвал работы Гора Чахала «подлинно религиозным искусством».
«Я знаю творчество Гора Чахала уже несколько лет, и я являюсь апологетом его творчества - хотя принципиальным противником современного искусства», - признался протоиерей Борис Михайлов.
Руководитель отдела «Искусство в публичных пространствах» правительства земли Нижней Австрии доктор Катарина Блаас рассказала о проекте Гора Чахала «Взгляд за горизонт» в парке австрийского бенедиктинского монастыря Stift Melk, осуществленном летом 2010 года. «Художник был удостоен привилегии создать инсталляцию для монастырской церкви», - сказала Катарина Блаас. Father Martin Rotheneder, который занимается вопросами культуры и туризма в монастыре Stift Melk, также присутствовал на открытии выставки.
«Эти произведения выводят зрителя к новому уровню восприятия», - откликнулась доктор Катарина Блаас о работах, выставленных сегодня в Третьяковской галерее.
Гор Чахал |
Как сказал Гор Чахал, диалог Церкви и современного искусства он пытается инициировать уже примерно десять лет, «поскольку и та и другая сторона нуждаются друг в друге. В последний год я вижу прорыв в этом направлении: нам удалось организовать выставку в притворе храма святой мученицы Татианы в Москве, и вот сейчас, в храме светского искусства - Третьяковской галерее - открывается новая выставка». Очередным этапом диалога должен стать и круглый стол во время проведения выставки в ГТГ.
Проект «Хлеб Неба» в Третьяковской галерее включает несколько частей.
Композиция «Фавор» состоит из пространственной модели священной горы Преображения Господня, выполненной по геодезическим линиям топографической карты, ее фотоизображений с четырех сторон света и 3D-анимации. Здесь Гор Чахал старается раскрыть тему Преображения через образ восхождения, возвышения, самой формой художественного объекта вовлекая в действие зрителя. Художник говорит: «Рукотворную гору в идеале хочется построить такого размера, чтобы каждый уступ этого зиккурата был бы соразмерен лестничной ступени или лучше немного больше, чтобы подъём на вершину осуществлялся с некоторым трудом, прочувствованно».
"Фавор" |
В циклах «Хлеб и Вино и Сущий Господь», «Чудо» и «Жертва» художник развивает идею воссоздания пространства иконы. Фотографии, сделанные с применением специальной оптики, являются изображениями в обратной перспективе. Свое внимание к обратной перспективе Гор Чахал объясняет так: «Точка схода прямой линейной перспективы находится на линии горизонта. Предметы, находящиеся за линией горизонта, можно видеть только в обратной перспективе. Ведь линии перспективы за горизонтом вновь расходятся. Теперь очевидно, что возвращение художников в эпоху Возрождения к прямой перспективе есть потеря ими желания заглянуть за горизонт. По сути, отказ от интереса к Божественному миру».
«Чудо» - это предметные композиции по мотивам чудесных явлений, связанных с хлебом и вином в Евангелии, сфотографированные в обратной перспективе. «Жертва» образно показывает, что происходит с Евхаристическим Агнцем во время Божественной Литургии.
"Хлеб и вино" |
Скульптура «Трисолнечный Свет» представляет собой пластическую визуализацию энергий Небесных Сил, мостика между «реальным» и трансцендентным миром.
Впрочем, на разговор о сакральном в искусстве можно и просто смотреть, без теоретических пояснений. Принцип восприятия современного искусства сформулировал протоиерей Борис Михайлов: «Надо смотреть на то, что перед твоими глазами, а не на то, что в твоей голове». Проект Гора Чахала «Хлеб Неба» будет перед нашими глазами в Третьяковке до марта 2011 года.