«А вернулся я к синему небу…» Несколько мыслей о последнем альбоме группы «ДДТ»
В новом альбоме, который группа объявила «возвращением к понятию «шансон» в России», многие увидели покушение на «святое» - саму стилистику русского рока.
И, несмотря на то что лидер «ДДТ» весьма далек от «братков», упреки в том, что он решил «прогнуться под окостеневший криминал» и «искать общий язык с урками», посыпались в небывалом количестве. Те же, кто не доходил до столь резких обвинений, недоуменно, а то и раздраженно возмущались: как же так? Почему песни, неоднократно исполнявшиеся на концертах, были в студийной версии так своеобразно обработаны?
Конечно, в такой точке зрения есть свой резон: и аранжировки порой выполнены в «ресторанной» манере, и голос Шевчука звучит слишком надрывно даже для него самого, и песни перемежаются междометиями и выкриками вроде «Давай, Ваня!». Но, как часто бывает, «Прекрасная любовь» этим не ограничивается. Это альбом значительно глубже, значительно интереснее, и то, что можно найти в нем, с лихвой «окупает» все сомнительные моменты.
Качество текстов песен на альбоме оценили все - даже самые яростные его критики. Да и можно ли не оценить мягкий лиризм композиции «Расскажи, как ты любила», трагичную искренность «Капитана Колесникова» (напомню, это рассказ о гибели «Курска»), песню «Господь нас уважает», ставшую уже почти образцом творчества о Чеченской войне, или по-шевчуковски ерническую, но очень горькую иронию таких строк:
Как водолаз, задыхаясь на дне,
Верю, что помнит и любит она,
Жду, как "лосось натуральный" в вине,
Что вскроет меня весна.
(«Песня о людях героических профессий»)
Можно ли не оценить социальную бескомпромиссность и отсутствие какого бы то ни было раболепия перед властями предержащими (многие ли музыканты, имеющие всероссийскую известность, смогут включить в свой альбом песню, начинающуюся словами «Я пил вчера у генерала ФСБ»)?
«Да, слава богу демократии конец.
Давай, чтоб Русь цвела да вера пела!»
Я после третьей осмелел, спросил:
«На чьи труды дворец?»
А он ответил: «Не твое собачье дело!»
(«В гостях у "генерала"»)
В «Прекрасной любви» почти нет смысловой «зауми», столь типичной для Шевчука, но есть та глубина и цельность, к которой стремится любой талантливый музыкант. Есть предельная искренность, простота и понятность каждой из песен, рассказывающих о любви, боли и смерти человека, о суровости войны и том, как она меняет нас...
Вопрос "зачем и почему?" оставим без внимания,
Мудрец сказал: "Господь дает по силам испытания".
Пускай мы стали пьющими моральными калеками,
А все же, брат, не гнидами, а все же человеками.
(«Война бывает детская»)
Но плюсы альбома не ограничиваются его текстами. По сути, то, к чему пришел Шевчук, - это поиск нового музыкального языка, не вписывающего в заданные рамки «питерского рока», но при этом не менее красивого. «Кабацкие» черты в музыке или манере исполнения не делают альбом хуже, и уж тем более - не превращают его в блатное произведение (очень сложно представить, чтобы «Прекрасную любовь» выпустил Михаил Шуфутинский или группа «Лесоповал»). А вот явная связь с традициями авторской песни, да и вообще с традиционной русской мелодикой в новом альбоме группы есть (достаточно послушать песни «Вот сижу я у окна» или «Антонина»). В отличие от многих работ «ДДТ», «Прекрасная любовь» не давит на слушателя своими ритмами, а приподнимает его, подкупая своей искренностью и душевностью.
По сути, это один из самых интересных дисков группы. Объединив в себе песни, по-настоящему выстраданные музыкантами за многие годы, он стал своеобразным «переоткрытием» группы, ее выходом за рамки самой себя. И более того, возвращением к истокам русской музыки.
Как поет сам Юрий Юлианович:
Заведу разговор,
Что не бабник, не вор -
Просто долго на Родине не был.
Что, как блудный птенец,
Воевал за дворец,
А вернулся вот к синему небу...
(«Закопали штыки»)