Задача богословия – актуализировать христианское послание

В Москве началась работа VI Международной богословской конференции, посвященной вопросам христианской нравственности, аскетического предания Церкви и вызовам современной эпохи. Обсуждение этих проблем должно составить разговор о том, что есть жизнь во Христе сегодня. Открыл заседание Патриарх Кирилл.

Обращаясь к участникам открывшейся Международной научно-богословской конференции, Святейший Патриарх Кирилл с удовлетворением отметил, что за десять лет своего существования такие конференции стали местом обсуждения актуальных богословских вопросов на высоком общецерковном уровне. Важным Его Святейшество также считает факт широкого представительства на конференциях членов других Поместных Православных Церквей, а также других христианских общин, что позволяет работать над совместным богословским осмыслением стоящих перед  христианским свидетельством задач.

 
 

Подробно Святейший Патриарх Кирилл рассказал о процессе «широкого соборного обсуждения и основательного продумывания важнейших вопросов церковной жизни и служения», который запущен в Русской Православной Церкви, — о работе Межсоборного присутствия. Оно использует опыт начала ХХ века, когда предсоборное присутствие запустило механизм, приведший к первому за столетия Поместному Собору 1917-1918 гг. Тогда произошли – хотя бы на теоретическом соборном уровне – очень важные перемены в жизни Церкви, осуществиться которым не дала гражданская война и трагические изменения в реальности существования Русской Церкви.

Сегодня Межсоборное присутствие работает постоянно, широко привлекая не только специалистов, но и весь народа Божия. Как пообещал Патриарх, в ближайшее время первые документы, подготовленные Присутствием, будут опубликованы для широкого обсуждения, а затем рассмотрены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в феврале 2011 года.

«Никакие скороспелые решения на Соборах не могут сегодня помочь реально решить те проблемы, которые существуют в церковной жизни и которых, как оказалось, очень много, — потому что все эти проблемы должны решаться исключительно на основе тщательного богословского анализа, с последующей апробацией Полнотой Церкви», – подчеркнул Святейший Патриарх.

Также в качестве проявления соборного начала в Русской Православной Церкви Предстоятель отметил работу над составлением современного Катехизиса.

Святейший Патриарх напомнил, что все важные решения в Церкви должны приниматься на основе тщательного теоретического осмысления. «В этом смысле совершенно очевидны актуальность и востребованность богословия для церковной практики, в том числе и как инструмент церковной власти. Не должно быть разрыва между богословским процессом и учительным авторитетом Церкви, то есть между богословием и церковной властью», – продолжил он.

Патриарх призвал всех участников конференции признать, что в реальности далеко не всегда богословская теория лежит в основе церковной практики. «Богослову-теоретику сегодня гораздо проще написать монографию, чем предложить богословски выверенное и убедительное основание для принятия церковной властью тех или иных конкретных решений, касающихся внутренней или внешней деятельности Церкви». При этом возлагать вину за этот разрыв Святейший Патриарх склонен не только на богословов, но и на не вполне осознающих значимость богословия практиков. Выход из сложившейся ситуации Предстоятель Русской Церкви видит в том, чтобы богословы-теоретики развивали собственный интерес к современным проблемам и приобретали опыт применения святоотеческого наследия в современных условиях. Для этой актуализации Предания нужно и огромное дерзновение, и крепкая вера в то, что в Церкви постоянно действует Святой Дух.

 
 

Заявленная тема конференции «Жизнь во Христе» представляется Патриарху более чем уместной сегодня. «Ведь христианство — это не теория, не мифология, не идеология, не ритуал: это в первую очередь жизнь», — напомнил Святейший Патриарх. Причина очень большого количества проблем, которые возникали в Церкви в течение всей ее истории, заключалась в смещении акцентов с жизни во Христе на что-то другое.

Жизнь во Христе – ключевое понятие богословия апостола Павла. Отношение к Христу принципиально превосходит отношение почитателя к объекту почитания или последователя к основателю учения. Выражением «во Христе» апостол Павел обозначает исключительную степень внутренней общности и близости со Христом, образ совершенно нового бытия: «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Жизнь во Христе противопоставляется умиранию в ветхом Адаме: «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22).

Святейший Патриарх указывает, что эти слова апостола «могут восприниматься как совершенно мертвые фразы, если именно богословие не будет интеллектуально актуализировать их содержание». Огромная проблема нашей сегодняшней жизни – в неспособности богословия, а значит и проповедничества, актуализировать христианское послание. Если богословы помогут людям понять, что означают эти Евангельские тексты применительно к сегодняшнему дню, то, как подчеркнул Патриарх, это будет реальным свидетельством о Христе, Спасителе мира, на интеллектуальном уровне.

Говоря об аспектах общей темы конференции, Святейший Патриарх подчеркнул, что актуализацию аскетической основы христианской жизни, которая заложена трудами и опытами святых отцов, ни в коем случае нельзя понимать как поверхностную или механическую адаптацию этих принципов к современной жизни. «Если мы пойдем по пути формирования некоего «облегченного христианства», это будет огромной ошибкой»,  — предостерег  Предстоятель Русской Церкви.  По этому пути в прошлом уже делали попытки пойти, и никогда он не приводил к цели. Патриарх напомнил о случаях в истории христианского мира, когда упрощение и адаптация аскетических требований приводила к тому, что аскетика отвергалась вовсе.

Сегодня, в постиндустриальном информационном обществе, уже нет традиционных нравственных принципов и сдерживающих основ. Многое из того, что считалось недопустимым и противным человеческой природе, теперь воспринимается и пропагандируется как норма. «Важно актуализировать для современного человека аскетическое послание Церкви и помочь людям понять, что вне этой нормы вообще не существует человеческой жизни», – поставил Святейший Патриарх задачу перед участниками конференции.

Совершенно очевидна и связь аскетики с этикой. Знание нравственного закона вовсе не означает легкости его исполнения, поэтому  этическая проблематика оказывается сегодня одним из важнейших пространств для полемики и диалога Церкви и общества по основополагающим аспектам общественного бытия и острым проблемам современности. «От того, как люди будут решать все эти нравственные проблемы, зависит само выживание человеческого рода», – подчеркивает Святейший Патриарх.

Ставя задачу актуализации аскетических и нравственных принципов для современности, Святейший Патриарх Кирилл полемически откликнулся на мнение, что современность не важна для Церкви, которая живет во Христе, ибо Христос вчера, сегодня и во веки Тот же. Патриарх подтверждает: наши ценностные ориентиры сфокусированы на вечности, Церковь всегда живет в эсхатологической перспективе. Но для мятущегося человека фокус всегда лежит в его современной и повседневной повестке дня. Церковь может войти в этот контекст жизни человека, помочь ему изнутри его собственной озабоченности воспринять подлинные божественные заповеди, может, «не теряя перспективы вечности, обращаться с убедительными словами к современникам». Найти способ для реализации этого – задача в том числе и сегодняшней конференции.

Пожелав успехов участникам конференции, Святейший Патриарх еще раз напомнил о том, что польза от всех любых богословских изысканий будет тогда, когда результаты этих богословских исследований можно будет включить в реальную церковную работу. Конечно, «лабораторная» работа и сопутствующая ей дискуссия специалистов необходима. Но если конечный результат такой работы не направлен на людей, то она лишается смысла.

 

Поблагодарив Святейшего Патриарха Кирилла за выступление и напутствие, Председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии Митрополит Минский и Слуцкий Филарет также отметил, что заявленная темой конференции жизнь во Христе должна стать смысловым центром обсуждения всех конкретных вопросов. «Все, что совершается в Церкви, исходит от Христа и к Нему устремлено. Из истории Церкви мы хорошо знаем, что всякий раз, когда утрачивается понимание того, что общение со Христом (литургическое, сакраментальное, молитвенное) является средоточием Церкви, происходит искажение церковного сознания и церковной жизни. То же касается церковной проповеди», — напомнил Митрополит Филарет. Жизнь во Христе составляет содержание жизни христианина в Церкви. Опыт жизни во Христе человек обретает в процессе аскетического подвига, в соработничестве с благодатью Божией, подаваемой нам в Таинствах.

Обращаясь к присутствующим представителям других Православных Поместных Церквей и к инославным участникам, Митрополит Филарет выразил надежду, что сотрудничество в области церковной науки будет служить делу христианского свидетельства, отстаиванию христианских ценностей, усилению христианского присутствия в мире.

 

Международная научно-богословская конференция «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое Предание Церкви и вызовы современной эпохи» будет работать в Москве четыре дня. Она организована Синодальной Библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви. В конференции принимают участие представители всех Поместных Православных Церквей, отечественные и зарубежные учёные-богословы. В первый день работы конференции на пленарном заседании прозвучали доклады епископа Авидского Кирилла, епископа Афансия (Евтича), болгарского исследователя Димитра Попмаринова, профессора Константина Ниархоса, кипрского ученого Михаила Спиру и других.

Конференция завершится круглым столом 18 ноября и публикацией итогового документа.

Все доклады конференции на русском и английском языках будут по мере оглашения публиковаться на портале «Богослов.Ru» в соответствующих языковых версиях. К проведению конференции было также приурочено издание материалов предыдущей конференции, которая проходила в 2007 году и была посвящена учению Церкви о Таинствах. 

Фото: Патриархия.ру

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале