Когда ты чужой
Фрагмент фильма, где представляются участники группы
Режиссер Том Дичилло не открыл Америки этим фильмом. Он собственно и в творчестве «The Doors» не открыл ничего нового. Даже биография Моррисона описана в нем просто и незатейливо, как статья в энциклопедии или справочнике. Аналогии с документальными продуктами BBC, на которые не поскупилась отечественная пресса, не совсем уместны. Мне вот«When You Are Strange» напомнил больше отечественную телевизионную документалку. На канале «Культура», например, подобной продукции хватает и в качестве она, как минимум, не уступает. Другое дело, что Моррисон – это рок-герой на все времена. Он интересен и мистичен, возможно, до конца не понят критиками, а потому прикоснуться к его жизни хотят многие. Дичилло не просто прикоснулся, он проник в эту короткую и яркую судьбу, которую на экране олицетворяет зажженная спичка.
В ленте нет ни одного постановочного или современного кадра. Только хроника, архивные записи и фотографии, телевизионные съемки и фрагменты короткометражного фильма, который снял сам Моррисон. Даже закадровый голос Джонни Деппа вещает предельно отстраненно. Ощущение, что знакомишься со справочной статьей, ещё больше усиливается, когда читаешь русские субтитры.
Но, странное дело. Когда пошли финальные титры, зал встал и аплодировал в такт музыке. И не хотелось уходить.
Режиссеру незаметно удалось главное – он показал жизнь человека, поэта, музыканта, героя своего времени внутри этого самого времени. Моррисон у него настолько вписан в 60-е, в поколение «детей цветов», так крепко завязан с расколотой надвое страной, что кажется, не было у сына знаменитого адмирала Моррисона другого пути в жизни, как стать главным рок-бунтарем эпохи.
Дичилло мастерски играет деталями, противопоставляя факты друг другу. Вот кадры хроники из Вьетнама, где отец Джима командует флагманским авианосцем. А вот графа в биографической справки Моррисона, в которой он написал, что вся его родня – мертва. Или сравнение первого выступления Моррисона, когда от неуверенности в собственных силах он стоял спиной к зрительному залу с поздними концертами «The Doors», где Джим танцует свои странные шаманские танцы, гипнотизируя публику.
Концертное выступление, песня Light My Fire
Несмотря на самобытную музыку, для многих прелесть «The Doors» именно в текстах. Тем более, что сам Моррисон, который и нот-то не знал, считал поэзию главным делом своей жизни. Слышал, как многие любители рока причисляли его к бардам.
Одиночество, справедливость, поиски истины – для рока 60-х это были новые темы. Но важнее то, что это были актуальные темы. Американское общество переживало то, что в нашей стране назвали бы застоем. Так получилось, что новый импульс ему придали с одной стороны харизматичные лидеры, как Мартин Лютер Кинг, с другой – художники и музыканты, которые больше всего подходили под определение – провокаторы. От Энди Уорхола до того же Джима Моррисона.
После просмотра «When You Are Strange» музыканты «The Doors» в один голос признали фильм подлинным отражением того, что было на самом деле. ЛСД, алкоголь, кокаин… пограничные состояния Моррисона показаны как отражение окружающей действительности.
«Десятилетие начинается с выстрела»- знаменитая пленка с проездом Джона Кеннеди показана в начале фильма. Картинки из наивных сериалов перемешаны с кадрами из вестернов, где закон – это оружие. Счастливые хиппи показаны на фоне портрета монстра Чарльза Мэнсона, который сам вышел из их рядов. Куда ведет путь выбранный Моррисоном? И есть ли шанс сойти с него?!
Как один из поворотных моментов – легендарный музыкальный фестиваль на острове Уайт. Он задумывался как символ добра и любви. Но местные жители взбунтовались, когда выяснилось, что к ним в гости приехало около 600 000 «детей цветов». Зрители в свою очередь были в ярости, узнав, что на фестиваль свободы и мира нельзя попасть без билета. В результате вместо идиллии – беспорядки, агрессия и новое разочарование.
Фрагмент выступления «The Doors» на острове Уайт (начало – на фоне беспорядков)
Фестиваль на острове Уайт – последняя надежда целого поколения. Вскоре почти одновременно уходят Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс. Обоим по 27 лет… «Я следующий» - говорит Моррисон. Ему – 26…
«Жить быстро, умереть молодым» - фраза из фильма 40-х годов… Кто сейчас помнит этот фильм?.. Моррисон жил быстро. Это ощущение все возрастающей скорости усиливается к концу фильма… «When You’re Strange» (Когда ты чужой) - строчка из его песни. Он словно пытается обогнать свое время, но… умирает молодым.
Всё. Конец фильма.
Но на титрах зал встает и аплодирует, глядя на экран. В московский будний день. На документальном фильме. Полный зал неравнодушных людей. Честное слово, это здорово.
КлипTheDoors -PeopleareStrange