О святых праотцах, праведниках Ветхого Завета
В неделю святыхх праотец, первое из двух подготовительных воскресений перед праздником Рождества Христова, предлагаем вам проповедь архимандрита Рафаила (Карелина) о смысле сегодняшнего дня, библейском понимании времени и христианстве до Христа.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братия и сестры! Сегодня мы празднуем память святых праотцев, праведников Ветхого Завета, живших до пришествия Иисуса Христа. Этот день, этот праздник как бы переносит нашу мысль к началу творения мира.
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Так начинается самая величественная, удивительная и сокровенная из всех книг – Библия. Сколько в Библии слов, столько в ней тайн! Святые Отцы открыли нам, что под словом «небо» подразумеваются духовные сферы, ангельские миры. Мгновенно, по слову Божию, из небытия и тьмы были вызваны к жизни, были созданы дивные светозарные духи, которые отражали в себе свет, благодать и красоту Святой Троицы.
Под первозданной землей подразумевается хаотическое вещество, подобное расплавленному металлу, который мастер заливает в уже приготовленные точные формы. Земля была безвидна. Непроницаемая мгла стояла над ней, она была пуста, не было признаков жизни, только простирался огромный, бескрайний океан, где не было ни берега, ни острова, только лишь тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2).
Как орел под крыльями своими согревает еще беспомощного птенца, так благодать Божия постепенно оживотворяла мир.
Сказал Господь: Да будет свет (Быт. 1, 3), и бездна тьмы превратилась в бездну света, которая одела землю, по слову Псалмопевца, точно дивной ризой. Это был не солнечный свет – светила еще не были созданы. Таинственный космический свет то угасал, то возгорался снова. И пророк Моисей писал: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 5). И разделил Господь между светом и тьмой.
Библейское творение начинается с вечера. И в древние времена сутки начинались с вечера, и теперь церковное, храмовое богослужение начинается вечерней, как бы в одном ритме с творением мира.
Братия и сестры! Некоторые из святых Отцов, в том числе Афанасий, Климент Александрийские, Василий Великий, понимали «день» так: в Библии под ним подразумевается период времени, но не указывается его продолжительность. Это так называемая теория периода.
Другие Отцы, в том числе Иоанн Златоуст, учили, что творение мира было дано в откровении, – или Адаму, который рассказал об этом своим потомкам, или же пророку Моисею. В несколько мгновений человеку была открыта вся история Вселенной. И оттого днями он назвал главные явления творения, главные его этапы.
Третьи говорили, что тайна творения была открыта Ангелом сыну Адама Сифу. Ангел на человеческом языке рассказал ему о том, что не может быть выражено вполне даже ангельскими языками. Так мы, говоря о каких-нибудь великих событиях с малым ребенком, выбираем слова и выражения, доступные ему. И здесь под словом «день» подразумевается определенный этап, определенный цикл творения.
Был первый вечер и утро первого дня. Второй день ознаменовался творением неба, которое в Библии названо твердью.
Пророк Давид говорит: Ты... простираешь небеса, как шатер (Пс. 103, 2).
В Библии слово «небо» употребляется в нескольких значениях. Первое небо, видимое нашими глазами, – это атмосфера Земли. Второе – межзвездное пространство. Третье – духовное, а не материальное небо, средоточие благодати Божией, та сфера, где обитают ангелы и души святых. О нем сказано в молитве: Отче наш, сущий на небесах! (Мф. 6, 9). На третье небо был вознесен в Духе Святом апостол Павел. На второй же день было сотворено первое небо, атмосфера.
В третий день Господь отделил сушу от воды. Вода собралась в океанах и морях, как в огромных водоемах. Показалась суша, на ней образовались горы, холмы и равнины и по ним потекли потоки вод. Как говорит Псалмопевец: восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них (Пс. 103, 8). Земля покрылась чудным ковром деревьев и кустарников, трав и цветов. Тогда мир был еще юным, полным сил. Стволы деревьев-исполинов обвивали плющ и лианы, цветы были необычайно ярки. Все говорило о юности земли.
Затем, на четвертый день, Господь творит небесные светила. И здесь, в этом акте творения, великая тайна мудрости Божией. Земля не просто частица мира – земля сотворена первой. Ради нее создан остальной мир, остальной космос. Если по размерам своим Земля – это лишь малая частица мироздания, то по значению своему она – духовный центр всей Вселенной, потому что сюда, на Землю, сошел Господь, Творец мира.
Из этой Земли Он воспринял Свою человеческую плоть; здесь, на Земле, Он сокрушил силу и мощь диавола. Братия и сестры, как мало человеческое сердце, но в нем проходит, в нем сосредотачивается вся духовная жизнь! Как ни мала Земля в сравнении с необъятной Вселенной, но мистически она – центр ее.
Господь создал Солнце и другие светила, создал времена: годы, месяцы, дни, время пошло в определенном ему ритме.
Какую дивную картину представляло собой небо, сверкающее миллиардами звезд! Эти звезды были похожи на драгоценные алмазы, на небесные лампады, на дивные цветы. Это небо должно было учить людей величию, красоте и премудрости Божией, по написанному в Псалтири: Небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18, 2). По преданию, некоторые из святых (святой праотец Авраам и великомученица Варвара), пришли к Богопознанию, созерцая звездное небо.
В пятый день Господь творит живую плоть, живые существа: пресмыкающихся, рыб и птиц. И здесь – своя последовательность, своя постепенность.
А в день шестой по слову Господню производит земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных... (Быт. 1, 24).
Братия и сестры! Имеют жизнь растения, но душа их представляет собой только некую силу, способную к питанию и росту. Имеется душа у животных, но и она совершенно отлична от человеческой. Животные руководствуются инстинктами, они имеют только чувства и представления – зачатки мышления, но они не могут подняться мыслью своей от этой земли, они всецело привязаны к ней, они смертны, как смертна материя.
И затем Господь творит человека – венец мироздания. Он приготовляет Вселенную для человека, как бы некий дом. Господь творит человека из земли и вдыхает в него дух жизни.
И потому, будучи по телу близким другим существам, живущим на земле, по духу своему человек подобен Ангелам. Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). А в самом человеческом существе небо и земля соединились. Через человека должно произойти преображение и одухотворение всего Космоса, всей Вселенной. Из существ, сотворенных Богом, лишь человек является образом и подобием Его.
Бог – великая Мудрость, – и человеку дан разум.
Бог – есть Дух, – и душа человека не материальна.
Бог – есть Любовь, – и человеку дана возможность развить в себе это уподобляющее его Богу чувство.
Ибо чем более способен он любить, тем ближе он к Богу, тем полнее его жизнь, тем счастливее он и здесь, на земле, среди невзгод и превратностей.
Бог вечен, и душа человека бессмертна. Человек не только образ, но и подобие Божие, то есть он жизнью своей может уподобляться Богу. Ему дана свободная воля, ему дан выбор: как поступать. В этом великое достоинство человека, но в этом и великая ответственность и опасность для него. В свободе воли начало вечного спасения человека, в свободе воли и возможность вечной погибели.
Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует память ветхозаветных праведников, воспоминает творение мира: блаженство райское, грехопадение, а затем мучительные искания потерянного рая, или, наоборот, безумное наслаждение грехом. Святые Отцы всю историю человечества разделяли как бы на периоды человеческой жизни. Они говорили, что время от Адама до Ноя – это детство человечества, его младенчество. Ной после потопа получил от Бога уже новый завет. Человечество вошло в другой возраст, в другой период своей жизни. Время от Ноя до Авраама – отрочество человечества. Аврааму Господь дал более величественные обетования. Время от Авраама до Моисея – юность. Пророку Моисею Господь дал десять заповедей – основу Ветхого Завета.
Время от Моисея до Христа Спасителя – это время зрелости, мужества человечества. Христос принес Евангелие, и это, братия и сестры, – последнее откровение. В Апокалипсисе сказано: вечное Евангелие (Откр. 14, 6). Других откровений уже не будет. Поэтому в Новом Завете и сказано: Дети! последнее время (1 Ин. 2, 18). Некоторые неправильно понимают эти слова. Но «последнее время» – это значит последний период, когда все исполнилось, когда все уже человечеству открыто. А когда будет конец, знает только лишь Сам Господь. На вопрос учеников о времени кончины мира, Спаситель не дал ответа...
Итак, братия и сестры, сегодня Церковь вспоминает святых праотцев. Они не видели Христа, но верили в Его пришествие, они не имели в руках Святого Евангелия, но подчинялись закону своей совести, нерукописной книги, начертанной в их сердцах. Святые Отцы говорят: «Совесть наша подобна роднику. Если мы будем расчищать этот родник, прислушиваться к совести, то совесть будет говорить громче и яснее, что нам делать. Если же мы будем заглушать нашу совесть, то она иссякнет, как родник, который засыпали грязью, песком и камнями».
Братия и сестры, праотцы видели Христа очами своей веры, а некоторые – в пророческом прозрении. Они исполняли волю Христа, совершая дела добра, любви, всепрощения.
В Библии есть слова: «Авраам, Исаак и Иаков, не сделавшие зла» (молитва Манассии, царя иудейского, чин пения 12-ти псалмов). Свт. Димитрий Ростовский спрашивает: «Как же – все люди делают зло, почему же о них сказано: “не сделали зла?”» И объясняет эти слова так: «В жизни своей они не желали никому никакого зла, в жизни своей они не хотели ни обидеть, ни оскорбить ни одного человека».
Итак, братия и сестры, святые праотцы – это христиане, которые жили до Христа.
Аминь.
Братия и сестры! Сегодня мы празднуем память святых праотцев, праведников Ветхого Завета, живших до пришествия Иисуса Христа. Этот день, этот праздник как бы переносит нашу мысль к началу творения мира.
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Так начинается самая величественная, удивительная и сокровенная из всех книг – Библия. Сколько в Библии слов, столько в ней тайн! Святые Отцы открыли нам, что под словом «небо» подразумеваются духовные сферы, ангельские миры. Мгновенно, по слову Божию, из небытия и тьмы были вызваны к жизни, были созданы дивные светозарные духи, которые отражали в себе свет, благодать и красоту Святой Троицы.
Под первозданной землей подразумевается хаотическое вещество, подобное расплавленному металлу, который мастер заливает в уже приготовленные точные формы. Земля была безвидна. Непроницаемая мгла стояла над ней, она была пуста, не было признаков жизни, только простирался огромный, бескрайний океан, где не было ни берега, ни острова, только лишь тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2).
Как орел под крыльями своими согревает еще беспомощного птенца, так благодать Божия постепенно оживотворяла мир.
Сказал Господь: Да будет свет (Быт. 1, 3), и бездна тьмы превратилась в бездну света, которая одела землю, по слову Псалмопевца, точно дивной ризой. Это был не солнечный свет – светила еще не были созданы. Таинственный космический свет то угасал, то возгорался снова. И пророк Моисей писал: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 5). И разделил Господь между светом и тьмой.
Библейское творение начинается с вечера. И в древние времена сутки начинались с вечера, и теперь церковное, храмовое богослужение начинается вечерней, как бы в одном ритме с творением мира.
Братия и сестры! Некоторые из святых Отцов, в том числе Афанасий, Климент Александрийские, Василий Великий, понимали «день» так: в Библии под ним подразумевается период времени, но не указывается его продолжительность. Это так называемая теория периода.
Другие Отцы, в том числе Иоанн Златоуст, учили, что творение мира было дано в откровении, – или Адаму, который рассказал об этом своим потомкам, или же пророку Моисею. В несколько мгновений человеку была открыта вся история Вселенной. И оттого днями он назвал главные явления творения, главные его этапы.
Третьи говорили, что тайна творения была открыта Ангелом сыну Адама Сифу. Ангел на человеческом языке рассказал ему о том, что не может быть выражено вполне даже ангельскими языками. Так мы, говоря о каких-нибудь великих событиях с малым ребенком, выбираем слова и выражения, доступные ему. И здесь под словом «день» подразумевается определенный этап, определенный цикл творения.
Был первый вечер и утро первого дня. Второй день ознаменовался творением неба, которое в Библии названо твердью.
Пророк Давид говорит: Ты... простираешь небеса, как шатер (Пс. 103, 2).
В Библии слово «небо» употребляется в нескольких значениях. Первое небо, видимое нашими глазами, – это атмосфера Земли. Второе – межзвездное пространство. Третье – духовное, а не материальное небо, средоточие благодати Божией, та сфера, где обитают ангелы и души святых. О нем сказано в молитве: Отче наш, сущий на небесах! (Мф. 6, 9). На третье небо был вознесен в Духе Святом апостол Павел. На второй же день было сотворено первое небо, атмосфера.
В третий день Господь отделил сушу от воды. Вода собралась в океанах и морях, как в огромных водоемах. Показалась суша, на ней образовались горы, холмы и равнины и по ним потекли потоки вод. Как говорит Псалмопевец: восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них (Пс. 103, 8). Земля покрылась чудным ковром деревьев и кустарников, трав и цветов. Тогда мир был еще юным, полным сил. Стволы деревьев-исполинов обвивали плющ и лианы, цветы были необычайно ярки. Все говорило о юности земли.
Затем, на четвертый день, Господь творит небесные светила. И здесь, в этом акте творения, великая тайна мудрости Божией. Земля не просто частица мира – земля сотворена первой. Ради нее создан остальной мир, остальной космос. Если по размерам своим Земля – это лишь малая частица мироздания, то по значению своему она – духовный центр всей Вселенной, потому что сюда, на Землю, сошел Господь, Творец мира.
Из этой Земли Он воспринял Свою человеческую плоть; здесь, на Земле, Он сокрушил силу и мощь диавола. Братия и сестры, как мало человеческое сердце, но в нем проходит, в нем сосредотачивается вся духовная жизнь! Как ни мала Земля в сравнении с необъятной Вселенной, но мистически она – центр ее.
Господь создал Солнце и другие светила, создал времена: годы, месяцы, дни, время пошло в определенном ему ритме.
Какую дивную картину представляло собой небо, сверкающее миллиардами звезд! Эти звезды были похожи на драгоценные алмазы, на небесные лампады, на дивные цветы. Это небо должно было учить людей величию, красоте и премудрости Божией, по написанному в Псалтири: Небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18, 2). По преданию, некоторые из святых (святой праотец Авраам и великомученица Варвара), пришли к Богопознанию, созерцая звездное небо.
В пятый день Господь творит живую плоть, живые существа: пресмыкающихся, рыб и птиц. И здесь – своя последовательность, своя постепенность.
А в день шестой по слову Господню производит земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных... (Быт. 1, 24).
Братия и сестры! Имеют жизнь растения, но душа их представляет собой только некую силу, способную к питанию и росту. Имеется душа у животных, но и она совершенно отлична от человеческой. Животные руководствуются инстинктами, они имеют только чувства и представления – зачатки мышления, но они не могут подняться мыслью своей от этой земли, они всецело привязаны к ней, они смертны, как смертна материя.
И затем Господь творит человека – венец мироздания. Он приготовляет Вселенную для человека, как бы некий дом. Господь творит человека из земли и вдыхает в него дух жизни.
И потому, будучи по телу близким другим существам, живущим на земле, по духу своему человек подобен Ангелам. Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). А в самом человеческом существе небо и земля соединились. Через человека должно произойти преображение и одухотворение всего Космоса, всей Вселенной. Из существ, сотворенных Богом, лишь человек является образом и подобием Его.
Бог – великая Мудрость, – и человеку дан разум.
Бог – есть Дух, – и душа человека не материальна.
Бог – есть Любовь, – и человеку дана возможность развить в себе это уподобляющее его Богу чувство.
Ибо чем более способен он любить, тем ближе он к Богу, тем полнее его жизнь, тем счастливее он и здесь, на земле, среди невзгод и превратностей.
Бог вечен, и душа человека бессмертна. Человек не только образ, но и подобие Божие, то есть он жизнью своей может уподобляться Богу. Ему дана свободная воля, ему дан выбор: как поступать. В этом великое достоинство человека, но в этом и великая ответственность и опасность для него. В свободе воли начало вечного спасения человека, в свободе воли и возможность вечной погибели.
Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует память ветхозаветных праведников, воспоминает творение мира: блаженство райское, грехопадение, а затем мучительные искания потерянного рая, или, наоборот, безумное наслаждение грехом. Святые Отцы всю историю человечества разделяли как бы на периоды человеческой жизни. Они говорили, что время от Адама до Ноя – это детство человечества, его младенчество. Ной после потопа получил от Бога уже новый завет. Человечество вошло в другой возраст, в другой период своей жизни. Время от Ноя до Авраама – отрочество человечества. Аврааму Господь дал более величественные обетования. Время от Авраама до Моисея – юность. Пророку Моисею Господь дал десять заповедей – основу Ветхого Завета.
Время от Моисея до Христа Спасителя – это время зрелости, мужества человечества. Христос принес Евангелие, и это, братия и сестры, – последнее откровение. В Апокалипсисе сказано: вечное Евангелие (Откр. 14, 6). Других откровений уже не будет. Поэтому в Новом Завете и сказано: Дети! последнее время (1 Ин. 2, 18). Некоторые неправильно понимают эти слова. Но «последнее время» – это значит последний период, когда все исполнилось, когда все уже человечеству открыто. А когда будет конец, знает только лишь Сам Господь. На вопрос учеников о времени кончины мира, Спаситель не дал ответа...
Итак, братия и сестры, сегодня Церковь вспоминает святых праотцев. Они не видели Христа, но верили в Его пришествие, они не имели в руках Святого Евангелия, но подчинялись закону своей совести, нерукописной книги, начертанной в их сердцах. Святые Отцы говорят: «Совесть наша подобна роднику. Если мы будем расчищать этот родник, прислушиваться к совести, то совесть будет говорить громче и яснее, что нам делать. Если же мы будем заглушать нашу совесть, то она иссякнет, как родник, который засыпали грязью, песком и камнями».
Братия и сестры, праотцы видели Христа очами своей веры, а некоторые – в пророческом прозрении. Они исполняли волю Христа, совершая дела добра, любви, всепрощения.
В Библии есть слова: «Авраам, Исаак и Иаков, не сделавшие зла» (молитва Манассии, царя иудейского, чин пения 12-ти псалмов). Свт. Димитрий Ростовский спрашивает: «Как же – все люди делают зло, почему же о них сказано: “не сделали зла?”» И объясняет эти слова так: «В жизни своей они не желали никому никакого зла, в жизни своей они не хотели ни обидеть, ни оскорбить ни одного человека».
Итак, братия и сестры, святые праотцы – это христиане, которые жили до Христа.
Аминь.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале