Курс основ религиозных культур в школе: мост в будущее или воспитание лицемерия?
Начальник отдела Департаментаобщего образования Министерства образования и науки РФ Елена Романова подчеркнула, что апробацию курса проводит не отдельное министерство: создан межведомственный координационный совет, куда входят представители различных министерств и религиозных организаций – от мусульман и буддистов до православных.
Елена Романова |
Также в работе совета участвуют представители родительской, педагогической и научной общественности. «Мы коллегиально принимаем ключевые решения; также созданы аналогичные советы того или иного уровня во всех субъектах федерации, участвующих в апробации курса. Решения принимаются не кулуарно, как иногда заявляется в прессе», – добавила Елена Романова.
На заседании межведомственного координационного совета 16 марта этого года было создано методическое объединение по курсу основ религиозной культуры и светской этики; оно начнет работать в апреле. «Мы надеемся, что к сентябрю это методическое объединение сможет выпустить свои рекомендации по дополнению методического обеспечения курса», – сказала Елена Романова. При этом она подчеркнула разницу между учебниками и учебными пособиями: пособия могут перерабатываться и дополняться, не входят в перечни учебников, более свободны по форме. В состав методического объединения входят представители религиозных общин, которые собирают региональные наработки, работают с авторами.
Как отметила Елена Романова, на первом этапе апробации курса было трудно вести статистику, какой модуль выбирают в каком регионе: были активные подвижки, родители и дети часто изменяли свое решение. На сегодня все учебники доступны для ознакомления, дети и родители в основном определились в своем выборе. Жителям России, осознающим себя членами Католической Церкви или различных протестантских деноминаций, предлагается для изучения курс основ мировых религиозных культур. Впрочем, как сообщила Елена Романова, чаще всего родители-католики и протестанты выбирают для своих детей основы православной культуры или светской этики.
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий напомнил, что такая образовательная область, как духовно-нравственное воспитание, не может быть ограничена годовым учебным курсом. Воспитание личности должно начинаться с семьи – в этом согласны и члены межведомственного координационного совета, и участники различных межрелигиозных совещаний, и работники Министерства образования. Проводимая апробация высветила важность взаимодействия педагогического сообщества с семьей: дети, приходя из школы домой, приносят проблематику данного предмета в свою семью. Родители приходят на уроки и интересуются этой проблематикой, возможно, восполняя многое упущенное в своей жизни или интересуясь образованием своих детей. Вводные и заключительные уроки курса являются общими для всего класса, независимо от того, какой модуль выбрали родители или дети. На такие уроки чаще всего приходят и родители.
Курс выявил проблематику межрелигиозного взаимодействия и взаимодействия религиозных общин с государством, которая существует в нашем обществе.
Владыка Меркурий отметил важность работы в регионах: «Все, что аккумулируется в Москве, передается в регионы, где уже определяется, как именно здесь будут решаться поставленные проблемы».
Елена Романова согласилась с епископом Меркурием, говоря о важности взаимодействия школы и семьи: «Со стороны родителей в последнее время сложилось неправильное ни с точки зрения нравственности, ни с точки зрения семейного кодекса отношение: в школу отвел, и дальше школа должна сделать все сама». Курс основ религиозной культуры и светской этики построен по новым методикам – так, чтобы дети без участия родителей не могли бы закончить ориентироваться в пройденной в классе теме, то есть чтобы им пришлось общаться с родителями. «Учителя говорят, что применяют эти методики и на уроках по другим предметам», – заметила Елена Романова.
муфтий Альбир Крганов |
Член Общественной палаты РФ отметил, что мусульманское общество в целом положительно приняло проект, дети с удовольствием ходят на уроки основ религиозной культуры. Издан учебник ректора Московского исламского университетаМарата Муртазина, однако он будет дополняться.
«На Северном Кавказе эта тема чрезвычайно важна: когда радикалы пытаются привлечь на свою сторону нашу молодежь, нужно, чтобы наши дети знали азы своей религии», – отметил муфтий.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган считает основной проблемой в России утрату традиций семейного воспитания. «Нужно, чтобы уже с 4 класса ребенок знал свои корни, чтобы он сумел взять с собой дальше духовное богатство родителей. Наши дети сейчас – мост между вчерашним и завтрашним днем. Рассказать о толерантности и терпимости, о других религиях, о том, что религия не противоречит науке, можно позже, например в восьмом классе», – считает Коган. Дети, которые изучают основы религии в школе, смогут затем научить им и своих родителей.
Пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер отметил, что апробация курса в целом проходит успешно, а отмеченное на первом этапе, когда формировались классы, давление администрации некоторых школ на родителей, чтобы все выбирали один модуль, связано с тем, что школы не могли (или не хотели) предоставить преподавателей для введения всех модулей. «Это не антисемитизм, а административная проблема», – сказал Андрей Глоцер, и эта проблема в основном преодолена.
Андрей Глоцер |
Вопрос о том, не разовьют ли усилия по духовно-нравственному воспитанию вместо ответственности лицемерие в детях, если они будут слышать от учителей о том, как нужно себя вести, но видеть реальную жизнь, епископ Зарайский Меркурий поставил шире – как вопрос о том, что вообще значит быть нравственным. «Нравственный человек может отстоять свои идеалы перед обществом, которое в основном живет не по нравственным законам», – уверен председатель отдела по религиозному образованию и катехизации.
С владыкой Меркурием согласился протоиерей Всеволод Чаплин: «Нравственное воспитание – это не только сообщение определенной информации, это воспитание воли. Если человек воспитан на нравственных принципах, он сможет преодолеть среду, и тогда поколение за поколением изменится общество, воспитанное на советском цинизме. Не надо думать, что человек чистый в безнравственной среде будет беспомощным, и что ему лучше было бы быть грязным». В этом священник видит залог выживания России.