«Искусство добра»: рассказать о духовной музыке
- Петр Дмитриевич, пожалуйста, расскажите о Вашем интернет-радио «Искусство добра».
- Радио – один из проектов благотворительного фонда «Искусства добра», созданного более 10-ти лет назад католической монахиней, сестрой Валентиной (Новаковской), которая сейчас является его президентом. Фонд не является структурой Католической церкви, это общественная организация, а его цель – популяризация в России духовной музыки, конечно же, прежде всего западной, для чего в католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве проводятся концерты духовной музыки. Также фонд занимается поддержкой молодых талантливых исполнителей духовной (прежде всего, органной) музыки, оказывает помощь в получении образования. Ежегодно проводятся конкурсы органной музыки, при этом вероисповедание участников не учитывается, то есть они могут принадлежать к любой конфессии.
Радио – один из последних его проектов, и цель работы радиостанции очень близка общим задачам фонда: содействовать популяризации духовной музыки. На радио преобладают католическая и протестантская музыка, но мы стараемся, чтобы была представлена и восточная христианская музыка.
Мы начали вещание 7 декабря 2010, специально подгадав под день памяти святого Амвросия Медиоланского, потому что этот святой прославился в том числе и как гимнограф, много содействовавший развитию духовной музыки. Кстати, святой Амвросий - покровитель Милана, и сезоны театра Ла Скала начинаются 7 декабря.
Радио «Искусство добра» действует только в интернете, потому что выпускать эфирное радио нам не по средствам. Но вещание идет круглосуточно.
- В чем его уникальность?
-Что касается восточной музыки, мы стремимся восполнить то, что не дают другие радиостанции, например, даем в эфир произведения не только русской, но и греческой, антиохийской, армянской, сирийской традиций.
В отношении западной музыки мы стараемся, чтобы по возможности были представлены все века и народы, то есть чтобы звучали и григорианский хорал, и другие средневековые распевы, и ранняя полифоническая музыка, и современные композиторы самых разных христианских народов: Италии, Франции, Германии, Венгрии, Норвегии и так далее.
В основном в эфир идут произведения малой формы. Время от времени даются произведения крупной формы тоже, например, каждое воскресение звучат две крупные мессы.
Кроме того, мы стараемся, чтобы репертуар соотносился с литургическим календарем. Например, 25 марта, на католическое Благовещение, звучала первая часть оратории Лоренцо Перози «Рождение искупителя» и в течение дня большую часть времени в эфире можно было слышать именно Богородичные произведения, как западной, так и восточной традиции.
Очень хорошо, что в этом году Великий пост и Пасха в Православной и Католической Церкви совпадают, нам удобно подбирать репертуар. А, например, Рождество празднуется в разные дни, и мы решили, чтобы начиная с 25 декабря, когда Рождество празднуется в западной традиции, все время звучала время различная западная рождественская музыка – и церковные песнопения, и колядки, а с 7 января к ним присоединилась еще и восточная музыка, которая звучала вплоть до отдания праздника Рождества по православному календарю.
Великим постом крупные произведения у нас звучали каждую среду, пятницу и субботу, а на Страстной седмице много произведение крупной формы будет каждый день.
- По-Вашему, допустимо слушать произведения, написанные непосредственно для богослужения?
- Следует оговориться: мы не даем трансляцию богослужения, а ставим мессу именно как музыкальный жанр. Ведь в православной традиции, например, существуют литургии Чайковского, Рахманинова и других композиторов. Так же и в традиции католической.
Включая в эфир мессу, мы основываемся на уже устоявшейся в христианской среде практике: обладающие высокой художественной ценностью произведения, исходно написанные для богослужения, принято исполнять не только в храме. Конечно, если мы возьмем «Херувимскую», которая имеет конкретное место в Божественной литургии и текст которой ориентирован на наше участие в Божественной литургии, то вне богослужения она лишается своего молитвенного значения. Но иногда прослушивание вне богослужения – это единственная возможность ознакомиться с различными произведениями.
Я вовсе не предполагаю, что каждое произведение, которое мы слушаем, непременно поможет нам включиться в молитвенное состояние, но какой-то настрой оно может создать. Впрочем, опыт многих людей показывает, что порой глубоко молитвенное состояние способно вызвать и произведение, которое вообще не задумалось автором как религиозное. К примеру, лично меня хорошо настраивают на молитву некоторые вальсы или этюды Шопена. При этом традиционные распевы, например, григорианский хорал или знаменный распев, я не могу слушать как музыку просто для удовольствия или для фона. Когда я захожу в некоторые церковные магазины и фоном звучит григорианский хорал, для меня это что-то совершенно не нормальное. Здесь каждый должен понять для себя лично, насколько для него возможно слушать те или иные произведения церковной музыки вне богослужения.
- Соответствие литургическому календарю в какой-то степени имеет целью миссионерство?
- В первую очередь мы рассчитывали на то, что все-таки значительная часть наших потенциальных слушателей – люди верующие, а для верующего человека существенно, чтобы музыка, которую он слушает, соответствовала его церковному настрою, который, в свою очередь, определяется в том числе и литургическим календарем.
С другой стороны, для тех, кто еще не определился с принадлежностью к Церкви, это может послужить поводом задуматься об особенностях жизни человека в Церкви. Для меня самого, происходящего из неверующей семьи, приобщение к христианской художественной культуре, в том числе музыке, сыграло далеко не последнюю роль в том, что я стал искать свой духовный путь. И таких людей немало.
- На вашем радио выходят разговорные передачи?
- В основном у нас идет музыка, только изредка она сопровождается небольшими разговорами, вступлениями, но, надеюсь, в ближайшее время начнут выходить и разговорные программы.
Пока у нас мало-помалу развивается сайт радио, на котором мы публикуем какие-то материалы, исторические справки или переводы текстов. Например, текст оратории Листа «Христос» я дал полностью с переводом. На Страстной неделе в эфире будут два крупных произведения Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», и мы дадим гиперссылку на сайт, на котором параллельно опубликованы немецкий текст и русский перевод, кстати, сделанный небезызвестным отцом Петром (Мещериновым). На Страстной у нас будет и много других заслуживающих внимания произведений, связанных с этим периодом, о времени трансляции которых можно узнать из расписания на нашем сайте.
- Вы говорили, что стараетесь давать максимально широкий спектр музыкальных произведений. Каковы критерии отбора?
- Я стараюсь исходить из принципа максимальной репрезентативности. Конечно, основа – классика и традиционные распевы – например, григорианский хорал и знаменный распев.
При этом из классики мы стараемся выбирать не самые известные или даже почти не известные произведения. К примеру, Жюль Массне в основном известен как автор опер, а мы на неделю Жен-мироносиц дадим его ораторию «Мария Магдалина».
Что касается известных произведений, их мы стараемся давать в более аутентичном варианте или, наоборот, в какой-то интересной обработке. Например, все знают «Ave Maria» Шуберта, но мало кому известно, что композитор написал ее не на текст известной молитвы, а на слова из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера»: там тоже молитва к Деве Марии, но не та. И на нашем радио она иногда звучит именно на текст Вальтера Скотта.
Современная музыка очень разнообразна, и я предпочитаю отбирать для эфира наиболее академичные образцы. Но, конечно, какие-то интересные, необычные произведения мы тоже стараемся включать в программу.
- Откуда Вы их берете?
- Этим поискам были посвящены около 20 лет моей жизни… Есть и такие записи, которые никогда нигде не публиковались.
К сожалению, на сайте мы пока не выкладываем архивы, так что услышать всё это можно только в прямом эфире.
- Есть ли на сайте возможность оставить отзыв или подать заявку?
- Да, мы сделали специальное окошко, но при всем количестве слушателей (среди которых много постоянных), ни откликов, ни заявок еще не было. Отклики были в моем ЖЖ. Например, одна православная журналистка призналась, что и просыпается, и ложится спать под наше радио, и очень нас благодарила.
- На какие радиостанции вы ориентировались, создавая радио «Искусство добра»?
- Честно говоря, ни на какие, хотя я хорошо знаю христианские радиостанции и сам проработал на христианском церковно-общественном канале, радио «София» 14 лет. Можно говорить о том, что на многих хороших католических радиостанциях все-таки преобладает «духовная попса», а не какие-то по-настоящему интересные и необычные произведения. Есть католические радио, на которых классическая музыка, напротив, составляет максимальную долю контента, но там выходят также разговорные и новостные передачи. Если речь идет о радио, на котором преобладает разговорный контент, поп-музыка религиозного содержания может быть привлекательна для определенного круга слушателей, которых важно не потерять. При этом наиболее сильные, профессиональные радиостанции стараются всё-таки давать больше традиционной и классической духовной музыки.
- На Ваш взгляд, каково современное состояние духовной музыки на Западе?
- Это совершенно отдельная тема.
С середины XX века в Католической церкви начала развиваться тенденция к тому, чтобы на богослужениях народ максимально участвовал в пении, а поэтому возникла необходимость в том, чтобы музыка в большей степени была не для слушания, а для общего пения и чтобы ее действительно хотелось петь. Это не означает следования по пути, который распространен в протестантизме, когда берется легкая поп-музыка и приспосабливается под церковные слова, хотя и это достаточно распространено.
Кратко можно сказать, что в разных странах уже не одно десятилетие идут очень интересные поиски в области литургической музыки: композиторы стремятся к тому, чтобы сохраняли связь с традицией, но при этом были современными. Конечно, для молодежи нужно разрабатывать что-то особенное, ведь существуют молодежные общины, и у них может быть своя музыка, но необходимо, чтобы в обычных приходах одни и те же произведения охотно пели люди и старшего, и молодого поколения.
Наряду с этим, конечно, существует и академическая музыка, которая рассчитана в большей степени на то, чтобы ее слушали, а не пели всей общиной.
- Как вы планируете развивать радиостанцию, каковы планы на ближайший год?
- Интернет-радиостанций сейчас очень много, и успех существования зависит от «раскрутки». Как правило, сетевые радио живут не очень долго, и на какое-то более или менее длительное существование могут рассчитывать только в случае уникальности своего контента. И над поисками в этом направлении мы будем продолжать работать.
Для радиостанций очень важен прямой эфир, когда у слушателя есть возможность не только слушать, но и поучаствовать в передаче в режиме реального времени – например, позвонить и задать вопрос или высказаться; то есть как-то «отметиться». Пока мы себе технически не можем позволить таких передач, но я бы очень хотел, чтобы они были.
Также мы планируем давать записи концертов фонда и делать разговорные передачи, пусть и без прямых эфиров. Лично я в связи с тем, что в этом году будет отмечаться 200 лет со дня рождения Листа, планирую сделать цикл передач о его духовной музыке, которая составляет значительный пласт его композиторского наследия.