Игорь Васильевич Коновалов: Москва была, есть и остается столицей колокольного звона

25 апреля – второй день X Московского пасхального фестиваля. Колокольные звоны – важная составляющая программы. Игорь Васильевич Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, рассказывает о фестивалях колокольных звонов России и о том, как проходит самый главный из них, Московский пасхальный фестиваль.
Ростов
 Ростов Великий

- Игорь Васильевич, пожалуйста, когда и где в Росси начались фестивали колокольных звонов?

 - Вообще музейные звоны начались в Архангельске, когда в 1975 году сотрудники Государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» начали заниматься собирательством колоколов, возносить их на «свои музейные колокольни» и пытались изобретать свои музыкальные «звоны северные». Они звонили в колокола своей коллекции, но все-таки это были не церковные, а музейные звоны. Сейчас «музейное» направление почти сошло на нет и процветает церковный звон, то есть все звонари звонят исключительно в церковной традиции.

В 1989 году, то есть через год после празднования Крещения Руси в Ростове Великом прошел один из самых первых крупных фестивалей колокольных звонов. Тогда собрались звонари из разных русских городов, послушали знаменитую ростовскую звонницу, которая как раз недавно «ожила», обменялись набранным к тому времени опытом.

Потом традицию подхватил Ярославль, где в 1991 году сотрудники музея Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника провели первый музыкальный фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение». Позже фестиваль «Преображение» получил почетное наименование имени Евгения Колобова. Музей  располагается на территории Спасо-Преображенского монастыря, где, как известно, была найдена рукопись «Слова о полку Игореве». Сотрудникам музея удалось собрать уникальную коллекцию колоколов, в которую входят русские колокола начиная с XVI века (причем один из них был заказан князем  Андреем Курбским), бельгийские и голландские колокола XVII века, и более поздние русские колокола XIX и начала XX века. В фестивале «Преображение» участвовали более 20 звонарей из разных российских регионов и ближнего зарубежья.

Собор во имя Преображения Господня
 Ярославль. Собор во имя Преображения Господня (www.zvon.ru)

Правда, в последнее время оба фестиваля и ярославский и ростовский оказались под угрозой закрытия. Был уволен директор Музея «Ростовский кремль» и переведена на другую должность директор Ярославского музея–заповедника, и в новой ситуации проведение фестивалей оказалось затруднительно. Потерять эти фестивали был бы очень и очень жаль, ведь это были первые форумы звонарей, во время которых мы все познакомились и до сих пор продолжаем сотрудничать и обмениваться опытом и звонами.

 - Какие еще фестивали церковных звонов есть в России?

 - В Великом Новгороде осенью устраивается фестиваль колокольного искусства «Златозарные звоны». К сожалению, сейчас никто не выделяет деньги на его финансирование, так что, например, в прошлом году мы приезжали на свои средства, чтобы поддержать братьев - новгородских звонарей и чтобы фестиваль в принципе не прекратился. Приехали и наши дорогие Питерские коллеги.

 Интересный колокольный фестиваль с 2004 года проводится в Тихвине. Он приурочен ко дню празднования Тихвинской иконы Божией Матери, 9 июля. Мы все, то есть участники фестиваля и множество паломников молимся у чудотворной иконы и 2 дня гудит звонница Успенского монастыря, к радости всех горожан. В эти дни в городе бывает множество паломников, в обитель сходятся крестные ходы из других тихвинских храмов. Богослужения проходят на монастырской площади… и получается настоящий праздник. Для нас там очень интересна звонница, которая состоит из 6 столбов, между которыми в 5 проемах подвешены колокола.

хрустальные звоны
 На фестивале "Хрустальные звоны"

Любопытный фестиваль проводится в Каргополе, называется он «Хрустальные звоны». Это музейный проект, который начал реализовываться с 2005 года. Его уникальность в том, что это единственный в России зимний фестиваль колокольных звонов. Главное место проведения - Соборная площадь Каргополя. Вообще, когда звонишь при температуре -38-40 градусов, голова становится вполне «хрустальной» (смеется). Фестиваль этот приурочен к празднику Крещений Господня. Так что сначала совершается вечернее богослужение, а потом часов в 11-12 ночи весь взрослый Каргополь под наши звоны идет купаться. Пьяных нет, никаких безобразий и сложностей нет. Мы стоим на колокольне в шубах, валенках, перчатках и шапках, а духовенство без печаток несет кресты, чтобы освятить прорубь… Это удивительные впечатления – великолепная архитектура, хрустальный снег, звоны и незамерзающие священники!

 Есть еще фестивали-однодневки, но сейчас не буду про них говорить.

 Конечно же главенствующее место, среди всех фестивалей занимает наш Московский Пасхальный фестиваль, на данный момент – самый крупный форум звонарей. У московского Пасхального фестиваля есть важное отличие – президентский статус и Патриаршее благословение, так что это церковно-государственное мероприятие.

 Статус и размах фестиваля объясняются в том числе и тем, что Москва была, есть и остается столицей колокольного звона: такого количества колоколен и колоколов нет ни в одном другом городе, равно как нигде нет такого стольких предприятий, которые отливают колокола.

 Фестиваль  начинается Пасхальной ночью и заканчивается Днём Победы, 9 мая, праздничным звоном всех храмов центра Москвы. Так что в разные годы длится по-разному, в зависимости от даты Пасхи. В прошлом году был один из самых длинных фестивалей – с 4 апреля до 9 мая, в этом – относительно короткий, с 24 апреля до 9 мая.

 И еще одна особенность – наша, так называемая «Звонильная неделя» является частью Московского пасхального фестиваля Валерия Гергиева, который включает в себя симфоническую, хоровую, камерную и нашу колокольную программу. Так написано на официальном сайте, и везде наши звоны именуют «звонильной неделей», но лично мне это название не кажется очень подходящим. Есть Светлая седмица, во время которой было принято звонить в колокола в течение всей недели, и незачем выдумывать какое-то еще дополнительное название.

 - Сколько звонарей участвуют в фестивале?

Храм Василия Блаженного
 На звоннице храма Василия Блаженного

- В прошлом году было 38 участников, в этом – 35. Все это профессиональные, опытные звонари, которые звонят далеко не первый год. На самом деле, чтобы стать участником фестиваля, надо просто обратиться в Оргкомитет с предложением о своем участии, и обязательно указать, какой у Вас опыт. Дело в том, что на фестиваль нам нужны опытные звонари, не ученики, потому что одна из целей фестиваля - обмен опытом среди профессионалов и совершенствование мастерства участников. Ведь может быть, что кто-то хорошо звонит, но нашу школу не знает, и наоборот.

 И еще мы звоним «параллельно» с концертами Московского пасхального фестиваля, то есть звоны приурочены к концертам, предваряют или завершают концерт. Например, звон в храме Большого Вознесения у Никитских ворот как раз завершает концертную программу.

 В прошлом году от Московского пасхального фестиваля я ездил в Санкт-Петербург звонить на Петропавловской крепости. К сожалению, Петербург пока еще не располагает должным количеством колоколен и подборов колоколов, чтобы можно было проводить фестиваль, но 2-3 раза мы вместе с петербургскими звонарями звонили на колокольне Петропавловского собора в Петропавловской крепости, и этот звон был приурочен к концертам Валерия Гергиева в Мариинском театре. В этом году наших звонов в Петропавловской крепости не будет, потому что маэстро Гергиев не играет в Мариинском театре.

 Так что отчасти выбор и московских храмов-участников фестиваля обусловлен концертной программой фестиваля.

 - Откуда приезжают звонари?

Ростов Великий
С гарвардцами в Ростове Великом

 - География участников фестиваля широка: От Риги до Тюмени и от Архангельска до Анапы.

 Одна участница фестиваля, Катя Данилова, живет в Германии, но представляет белорусскую школу. Непременные участники –звонари вологодского Софийского собора. Из Архангельска приезжают супруги Юнины Яна  и Олег, которые занимаются уникальными, очень глубокими исследованиями местной традиции колокольных звонов. На наших круглых столах они рассказывают такие удивительные вещи, что все мы слушаем с неподдельным интересом и узнаём много нового. К сожалению, эти подвижники колокольных звонов вынуждены были оставить службу в музее «Малые Корелы», им запретили звонить в музейные колокола, и они едва нашли какой-то храм, чтобы там звонить. Ситуация сама по себе странная, как будто у нас так много хороших специалистов по колокольным звонам, чтобы вот так ими разбрасываться!

 - Приезжают ли на фестиваль представители других конфессий?

Голландия
Звонница в Голландии

- Официально нет, то есть они не являются участниками фестиваля. У протестантов и католиков нет такой развитой традиции звонов, как у нас, но бывает, что в качестве слушателей они приходят, слушают, подходят к нам, задают вопросы. 

У нас была мысль пригласить студентов Гарвардского университета, которые звонят на новых колоколах, но пока реализовать ее не удалось, потому что фестивалю затруднительно оплачивать транспортные расходы американцев, да и уровень звона их пока что любительский.

 Около месяца назад, в конце марта мы помогли оборудовать звонницу бенедиктинского Шеветоньского монастыря в Бельгии, думаю, если получится, мы будем сотрудничать с бельгийскими монахами.

 Недавно нашим Обществом церковных звонарей заинтересовалась утрехтская гильдия звонарей из Голландии. Мы стали обмениваться письмами, 2 года назад они приезжали в Россию на Пасхальный фестиваль, были ночью на богослужении в Храме Христа Спасителя, побывали в Московском Кремле, Троице-Сергиевой лавре, Даниловом монастыре и пригласили нас к себе.

 Так что сотрудничество развивается.

 

Редакция сердечно благодарит Игоря Васильевича Коновалова за предоставленные фотографии  и Петра Анатольевича Дмитриева за помощь в организации интервью.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале