Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова - 9 мая
После падения Берлина 2 мая 1945 г. военные действия на территории Германии продолжались. Отдельные группы немецких войск оказывали отчаянное сопротивление советским войскам. На Западном фронте наши союзники практически беспрепятственно продвигались в центр Германии. Всем было ясно, что конец войны близок.
Наконец, 8 мая 1945 г. в 24 часа в Берлине маршал Советского Союза Г.К. Жуков, главный маршал британской авиации А. Теддер, генерал К. Спаатс, адмирал Г. Берроу, генерал Делатр де Тассиньи, генерал армии В. Соколовский и другие генералы встретили прибывшего для подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии командующего немецкими войсками фельдмаршала Кейтеля.
«…Дверь открылась. Первым, не торопясь, глядя вниз, вошел фельдмаршал Кейтель, в парадном костюме, с железным крестом, висящим у самой шеи, в коричневых перчатках, с маршальским жезлом в руке…
Рядом с Жуковым сидят его товарищи по оружию, полководцы, вышедшие, как и он, из народа. Их войска громили гитлеровцев под Москвой, Сталинградом, на Орловско-Курской дуге, на Украине, в Белоруссии, на Висле, Одере, в Берлине.
И вот встал крестьянский сын – Маршал Советского Союза и, глядя прямо в глаза юнкерскому сынку – фельдмаршалу фашистской Германии, сказал:
– Имеете ли Вы на руках акт безоговорочной капитуляции, изучили ли вы его и имеете ли полномочия подписать этот акт?
Теддер повторил вопрос на английском языке.
– Да, изучили и готовы подписать его, – сказал фельдмаршал, поправляя монокль, и передал… документы, подписанные гросс-адмиралом Деницем, новым президентом Германии…
Маршал Жуков спрашивает:
– Готова ли делегация подписать этот акт?
– Готова, – отвечает фельдмаршал и вынимает из бокового кармана вечное перо…
Кейтель медленно подписывает пять экземпляров, каждый раз картинно отстраняясь на спинку кресла и ожидая, пока секретарь подставит новый экземпляр…
Фельдмаршал встает, обводит взглядом зал, словно желая увидеть, какое впечатление произвела эта последняя в его жизни “операция”. Ему нечего сказать, он ничего не ждет… Все с ненавистью глядят на него. В этом зале сейчас нет равнодушных людей, нет равнодушных и во всем человечестве, и тем более в нашей стране.
Здесь в зале незримо присутствуют все наши воины – от солдата до маршала, все герои, сложившие свои головы на родной земле и на Висле, Одере, Шпрее. Они вместе с живыми продиктовали волю побежденному…» (Из книги М. Мержанова «Так это было»).
9 мая 1945 г. в 2 часа 10 минут ночь огласил голос знаменитого диктора Левитана: «Внимание! Говорит Москва…».
Миллионы людей затаили дыхание. Чувством, объединившим всех в этот миг, была безмерная радость. Над нашей землей занимался один из самых счастливых дней – День Победы, день великого всенародного торжества. Вечером 9 мая 1945 г. Москва салютовала своим славным воинам и труженикам тыла 1000 залпами из 1000 орудий.
В этот день народы всех стран благодарили советский народ и его армию за избавление от гитлеровского рабства, за независимость и свободу, которые советские солдаты принесли в земли этих стран. Показательны поздравления советскому народу, присланные выдающимися представителями стран-союзников по антигитлеровской коалиции:
«Я шлю Вам сердечные приветствия по случаю блестящей победы, которую Вы одержали, изгнав захватчиков с Вашей земли и разгромив нацистскую тиранию» (У. Черчилль).
«Компании, проведенные Красной Армией… сыграли важнейшую роль в поражении Германии. Способность советских руководителей, храбрость и выносливость их бойцов – мужчин и женщин – вызывают восхищение всех…» (Д. Эйзенхауэр).
«Французы знают… что именно Советская Россия сыграла главную роль в их освобождении…» (Шарль де Голль).
24 мая 1945 г. в Кремле состоялся прием в честь командующих войсками Красной Армии. На этом приеме руководители государства чествовали прославленных полководцев, героев армии и флота, передовиков производства, конструкторов боевой техники и оружия, известных деятелей науки, культуры и искусства. Наверное, никогда еще Георгиевский зал Кремлевского дворца не видел такого сбора легендарных героев, увенчанных высшими знаками ратной и трудовой доблести. На этом приеме И.В. Сталин, в частности, сказал:
«Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа, и прежде всего русского народа.
Я пью прежде всего за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах… Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства, и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
За здоровье русского народа».