Рыцарь великой империи: Петр Аркадьевич Столыпин и современная Россия
Фигура премьер-министра Российской империи для многих наших современников представляется неоднозначно. С одной стороны, заслуги Столыпина в плане модернизации русской жизни в царствование императора Николая Второго велики и заслуживают пристального изучения и рассмотрения, а с другой - все его реформы были смяты смутным временем, последовавшим за его гибелью в 1911 году, и октябрьским переворотом года 1917. Без сомнения, неоднозначности добавила и советская историческая наука, которая навязывала однобокий взгляд на третьего председателя Совета министров. Многие не понимают значения «столыпинского плана» для развития России, вспоминая только «столыпинские галстуки» и «олицетворение реакции замшелого царизма». Личность и деяния Петра Столыпина нуждаются в переосмыслении, в новом понимании. Научная конференция, состоявшаяся в РИСИ 14 октября, - значимая веха на этом пути. Тут стремились увидеть в ретроспективе – перспективу.
Главными чертами Столыпина были личное бескорыстие, нравственная чистота, самоотверженность в служении России. На этом заострил внимание участников и гостей форума Игорь Иванович Сирош, заместитель председателя Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Именно с его приветственного слова конференция начала свою работу.
Петр Аркадьевич сделал многое для России, но многого и не успел. И все же, несмотря на его кончину в 1911 году, наша страна смогла еще несколько лет оставаться великой державой, кормить Европу, прирастать землями и людьми. Столыпинские преобразования были альтернативой революционному радикализму и либеральным реформам, которые не опирались на основное, в чем Столыпин видел платформу для будущего: духовный стержень, сильная власть и народ. Укрепление низов, реформы во всех сферах жизни – вот что могло бы сделать из России великую империю двуглавого орла.
«Необходимость модернизации по-прежнему стоит перед Россией», - с этой мысли начала свое выступление Наталия Алексеевна Нарочницкая, доктор исторических наук, директор Фонда исторической перспективы. - «До сих пор нерешенными остаются два извечных вопроса русской жизни: кто виноват и что делать». Идти по какому бы то ни было пути, по мнению Наталии Алексеевны, невозможно без полного осмысления роли России в мире, ее положения в настоящее время.
Во времена Столыпина спор о путях модернизации был решен в пользу радикального западничества - чужеродных идей, грубой кальки западноевропейских институтов без учета религиозно-философских основ русской жизни. Однако опыт показывает, что успешно двигаться вперед Россия может только опираясь на собственные силы, на реформы, которые будут продиктованы любовью к родной стране, знанием не только ее бед, но и ее достоинств.
Неуспех столыпинских реформ был продиктован массой факторов, к числу которых, однако, не относятся злонамеренность и недальновидность самого Петра Аркадьевича. Факторы эти внешнего порядка. И во времена Столыпина, и сегодня, по мнению Наталии Алексеевны, причинами, по которым реформы обречены на провал (а в начале XX века за ними последовала и революция), были и являются сущность, сознание элиты, несоединенность народа (или общества, как принято говорить в настоящее время) и государственной власти.
«Что я имею в виду под сознанием элиты? Столыпин был примером той элиты, которая прекрасно понимала, что Россия может быть только империей – вне этой парадигмы она будет деградировать. В советское время слово «империя» стало ругательным. Столыпин понимал, что основа России – это государствообразующий русский народ и не стеснялся об этом говорить. Сегодня у нас стыдливо заменяют слово «русский» на «российский», хотя последнее – это всего лишь описание гражданства. Культуру, то, что заставляет двигаться дальше, рождает только нация с ценностями национального бытия, со своей верой, мироощущением, со своими историческими переживаниями. Уничтожь эту сердцевину и народ уйдет, исчезнет, потому что утратит смысл своего существования, библейское чувство продолжение рода». Только минимальное соединение элиты с народом, причем элиты, которая любит Отечество, а не использует его в качестве сырьевой базы, сможет сделать современную Россию готовой для преобразований, подобных столыпинским.
О том, что Россия все еще спит, себя не знает и так и остается нереализованной идеей, говорил на конференции правнук Петра Столыпина Николай Владимирович Случевский, президент Столыпинского центра регионального развития. По его мысли, реформы Столыпина актуальны по сей день. Но вопрос в другом: можно ли их реализовать в современной России? Николай Владимирович полагает, что в стране, где сила и власть является синонимами, в стабильность путают с апатией народа, это ни технически, ни психологически сделать нельзя.
Несколько принципов выделил Н.В. Случевский – принципов «возможности» реформ в России. Во-первых, инициатором реформ должно быть государство, но – в рамках системного подхода, который отличал все столыпинские преобразования (суть в их комплексном характере). Во-вторых, верховенство закона, перед которым равны все. В-третьих, необходимо установление устойчивого порядка. В-четвертых, - наличие убежденности в том, что Россию необходимо спасать. Реформа местного самоуправления, партнерство между тремя ветвями власти и так далее – следующие пункты, которые в идеале смогут сделать реформы Столыпина успешными. Но, в свою очередь, всего этого не будет без перемены в менталитете русского народа, без воспитания у граждан нашей страны ответственности за нее. Николай Владимирович рассказал о молодежном проекте Столыпинского центра - «Столыпин 2.0», который призван как раз заинтересовать молодых людей в будущем России.
Юрий Александрович Петров, директор Института российской истории РАН, полагает, что сегодня актуальны две линии столыпинских преобразований: создание рыночной экономики и среднего класса (понимание того, что капитализм – это ставка не на банки, а на крестьянство); формирование гражданского общества и правового государства.
На конференции подробно обсуждали не только деятельность Петра Аркадьевича Столыпина, которая могла бы стать основой для учебника по правильному ведению дел в России. Понятно, что никакой учебник не поможет, если люди не учатся по нему, не вкладывают в учебу душу, не стараются изо всех сил трудную науку пропустить через свое сердце. Столыпин же был не просто государственным деятелем, он был – человеком. И о роли его личности в истории государства Российского было многое сказано на научном форуме.
О личности Петра Столыпина в духовно-историческом контексте делал доклад доктор исторических наук Александр Николаевич Боханов, главный научный сотрудник ИРИ РАН. Он развенчал советские мифы вокруг фигуры премьер-министра, основанные иногда на сплетнях, ходивших вокруг Столыпина еще при его жизни. «Витязь монархии», бескорыстный, честный и глубоко верующий человек, Петр Аркадьевич Столыпин, стремился не просто к материальному воплощению своих реформ. По мнению Александра Николаевича, их конечная цель – перемена, трансформация русского жизнепонимания. Известна столыпинская фраза: «Я врач, я врачую больную Россию». И двадцать лет без потрясений необходимы были как раз для врачевания…
Историк Авенир Павлович Корелин, главный научный сотрудники ИРИ РАН, однако, скептично отнесся к словам своего коллеги. По его мнению, столыпинская программа была обширной, но в большинстве своем осталась невыполненной. «Сам Столыпин не переоценивал свою роль, признавал, что реформы запоздали», - считает Авенир Павлович. Исследователь подчеркнул любопытный факт: у историков-столыпиноведов, как правило, одна база для выводов – выводы же зависят от мировоззрения ученого, который вплотную приближается к фигуре Столыпина. Это справедливое замечание стало более понятным не только в контексте политических воззрений историков, занимающихся наследием Петра Столыпина, но и при рассмотрении взаимоотношений премьер-министра и императора Николая Второго.
Оксана Владимировна Гаркавенко, преподаватель Саратовской духовной семинарии и кандидат филологических наук, сделала доклад о том, как воспринимал Столыпина и Царя Александр Солженицын, проанализировав соответствующие главы из «Красного колеса». Для Солженицына последний русский император был человеком трусливым и гордым – с помощью изобразительных средств писатель зачастую выводит Николая Второго в очень неприглядном свете. Столыпин же, напротив, всегда и во всем прав, недооценен, по мысли Солженицына. Это объяснимо – для писателя Петр Аркадьевич был примером: в кабинете Александра Исаевича в его вермонтском доме висел портрет русского реформатора. Любая авторская позиция, позиция художника, конечно, имеет право на существование, однако, как считает Оксана Владимировна, такой тенденциозный подход к взаимоотношениям Столыпина и Николая Второго отбрасывает тень на образ Царя-страстотерпца, оттого ему необходим подробный анализ.
«Правде во взаимоотношениях» императора Николая Второго и П.А. Столыпина было посвящено и выступление Петра Валентиновича Мультатули, кандидата исторических наук и старшего научного сотрудника РИСИ. «Столыпин всю свою жизнь находился на службе у Его Императорского Величества Государя Императора Николая II. Столыпин был незаурядным, талантливым администратором, выдающимся государственным чиновником, но не государственным деятелем, ведущим самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Каждое своё решение Столыпин должен был согласовывать с Государем, а чаще всего просто выполнять Высочайшие указания. Столыпин это делал всегда, или почти всегда, талантливо, добросовестно и точно», - так сказал Петр Валентинович об истинном характере отношений Столыпина и Царя.
Будучи человеком, преданным Государю, Петр Аркадьевич повинуется его требованию стать российским премьер-министром в страшные для страны времена, переживает 11 покушений на свою жизнь. Умирая после рокового выстрела в Киевской опере, Столыпин благословляет широким крестом Николая Второго и говорит: «Рад умереть за царя».
В конце своего выступления Петр Валентинович сделал вывод, который мог бы стать выводом всей конференции: «Для нас сегодня Столыпин являет собой удивительный пример реформатора, проводившего свои реформы во имя народного блага, политика, стремившегося не разрушать существующую систему, а улучшать её, гражданина, не мыслящего себя без великой Родины, имя которой — Россия. Когда-то Столыпин сказал своей дочери: “Родина требует себе служения настолько жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует всю работу”. В этом и заключается главный завет Столыпина».
Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но лично мне было бы очень интересно посмотреть на Россию, в которой убийца Богров не стрелял в премьер-министра Столыпина, где императорская семья не была убита, где не было революции, где крестьяне, в конце концов, по замыслу премьер-министра, стали настоящими хозяевами на земле. Очень хочется верить, что я все-таки увижу Россию большой и сильной.