Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 30 октября
Смольный монастырь в Петербурге – одно из самых ярких произведений выдающегося русского архитектора графа В.В.Растрелли.
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли родился в 1700 г. в Париже в семье скульптора Б.Растрелли. В 1715 г. Растрелли-отец поступил на службу к Петру I и вместе «с сыном и учеником его» в 1716 г. приехал в Петербург. Растрелли-отец выхлопотал у Петра I разрешение отправить сына учиться архитектуре за границей, где молодой Растрелли фактически пробыл до 1730 г. В эти годы В.Растрелли провел много времени в Италии и, в частности, в Риме, который был в то время центром мирового искусства.
Первые крупные работы молодого архитектора относятся к середине 30-х годов XVIII в. Но подлинный расцвет творчества Растрелли приходится на царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 г.г.).
В это время в западной архитектуре господствовал стиль барокко (буквальный перевод этого термина – «странный, причудливый»). Этому стилю свойственны контрастность, напряженность, динамичность форм и образов, стремление к пышности и величию. Под влиянием русской художественной культуры Растрелли творчески переработал традиционные принципы западного барокко и стал создателем нового архитектурного стиля – русского барокко. Русскому барокко присущи размах архитектурного ансамбля и применение характерных для русской архитектуры форм зодчества и декора – колоколен, глав, крылец, тонких колонок, растительного декора, позолоты и т.д.
Растрелли стал первым русским архитектором, имя которого узнала не только вся Россия, но и Европа. Популярность Растрелли была очень велика. Он был любимцем знати и многие обращались к нему с просьбой сделать проект или хотя бы рисунок для их дворцов, загородных усадеб, церквей и др. Таким образом в столице и многих близких и отдаленных от нее уголках России появились барочные постройки, которые служили распространению и популяризации стиля русского барокко.
Славу русской архитектуры представляют величественные произведения Растрелли сохранившиеся до наших дней: дворец Строгановых на Невском проспекте в Петербурге, Петергофский дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве, Зимний дворец в Петербурге.
Наиболее совершенным созданием Растрелли, жемчужиной его творчества является Смольный монастырь в Петербурге. К сожалению, замысел архитектора не был реализован полностью. Строительство самой видной и главной части композиции – колокольни – было признано слишком дорогостоящим (полное представление об этом ансамбле можно получить по модели, хранящейся в музее Академии художеств в Петербурге). В этом произведении Растрелли явил миру красоту, которая соперничает с произведениями величайших зодчих всех времен и народов.
После смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 г. Растрелли ушел в отставку и удалился от дел. Умер В.В.Растрелли в 1771 г.
Тридцатилетняя деятельность такого великого художника как Растрелли не могла не отразиться на всем современном ему русском зодчестве. Среди русских архитекторов этого времени наиболее яркой фигурой, работавшей в стиле барокко, был С.И. Чивакинский, построивший замечательный Никольский морской собор в Петербурге – яркий образец русского барокко, который до сих пор украшает Петербург.
«Оглядываясь назад на все созданное Растрелли и сравнивая его творчество с искусством лучших мастеров тогдашней Европы, мы должны признать, что по силе художественного вдохновения, по исключительному дару острой «выдумки» он не уступает никому из современников. Там, где он вообще слабее – во внутреннем убранстве, он стоит ниже некоторых мастеров того декоративного стиля, который был создан в Париже в начале XVIII в… Рядом с ними он кажется увальнем, грубияном и варваром, но как только он выбирается из внутренних покоев наружу, как только из декоратора – «уборщика покоев» превращается в архитектора, так он снова единственный мастер, властелин форм, не знающий ни одного соперника, самый обаятельный из всех «зодчих-живописцев». «Варваром» он продолжает оставаться и здесь, но «варварство» это сродни той стихийной мощи, той первобытности и суровой примитивности, которые свойственны народному творчеству и искусству единичных великанов. В этом «варварстве» Растрелли, столь не похожем на западную утонченность, в его кустарности, иногда почти аляповатости, вне всякого сомнения, отразилась Русь, со всем ее прошлым, с наследием веков и с новыми, современными Растрелли настроениями, та Русь, в которой так причудливо и загадочно сочетаются два борющихся начала, - запад и азиатчина». (И.Грабарь «История русского искусства»).