Верю – не верю, или Диалог в жанре примера (АУДИО)
Почему к обсуждению статьи Соколова-Митрича решили вернуться спустя полгода после ее выхода? Признаться, этот вопрос не казался мне таким уж праздным, когда я шла на встречу. Но после почти трехчасового диалога стало яснее ясного: тема, затронутая в «Русском репортере», актуальна по сей день и будет актуальна еще много дней. Если не лет. Это было видно по накалу разговора, который шел о реальных проблемах, существующих в Русской Православной Церкви, и о надуманных негативных стереотипах о ней. «Больше не верю» - таково было название «среды», однако получилось так, что это безапелляционное словосочетание получило неожиданное продолжение. Ни один участник дискуссии не сказал ни слова о кризисе веры в Бога, только – о кризисе веры в человеческое в Церкви.
Затравкой для дискуссии (не лекции и не пресс-конференции, как особо подчеркнули организаторы) послужила цитата из статьи «Очень маленькая вера»: «РПЦ — это все-таки не одна церковь, а две. И живут они в параллельных мирах, на самых разных уровнях, от рядового священства до высших иерархов. Первая — это собственно христианство, живое и настоящее, вторая — христианство функциональное, бодрое и мертвое. Функционал-христиане не похожи на тех, кто растворен в теле Христовом. Скорее они смотрят на него как хирург на пациента под наркозом. “Как нам обустроить церковь?” — такой вопрос в принципе не может задать христианин живой и настоящий. Он сформулирует его иначе: “Как моя вера обустроит меня самого?”». Автор статьи, Дмитрий Соколов-Митрич, выступая на обсуждении, связал «охлаждение церковного тела», формализацию церковной жизни с усилением в последнее время административного начала, с недостатком теплоты в Церкви, любви, добрых человеческих отношений.
Председатель Синодального информационного отдела и главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда не согласился с «двоичной» классификацией Дмитрия, подчеркнул важность проводимых в Церкви реформ, которые, по его мнению, направлены как раз на расчищение путей для любви и тепла. Протоиерей Алексий Уминский и протоиерей Андрей Юревич напрямую одно с другим не увязывали, соглашаясь с необходимостью реформирования церковной жизни в целом, но при этом обращая большее внимание на смысл Православия, на главную цель существования Церкви. По словам отца Алексия, в Церкви встречаются Бог и человек и становятся единым целым. И весь вопрос в том, как показать это современным людям, чье мнение о Русской Православной Церкви ухудшается.
Да, в Церкви много проблем: необразованные или корыстные священники, равнодушные к тем, кто впервые переступает порог храма; слишком образованные, но не могущие дать пищу сердцу священники, не умеющие привести паству ко Христу; взаимоотношения внутри прихода и на всех церковных уровнях. Но есть и прекрасное, замечательное, бесценное – то сокровище, которое не украдет ни один вор, как бы он не подкапывал. Есть Отец Небесный, к Которому на самом деле приходит человек, который решается искать в храме то, что недостает в его жизни.
Удивительно, но интонация разговора в кафе «Пир О.Г.И.» была настолько пронзительной, так сильно хотели люди услышать друг друга, понять друг друга, что встреча превратилась в диалог в жанре личного примера: почти все говорили о своем личном опыте, о себе, но без «ячества». И получалось, что, может, и думающие по-разному о проявлении человеческих слабостей в церковной жизни, участники дискуссии едины были в переживании веры в Бога как Истины и Жизни. Та самая Встреча, о которой писал митрополит Сурожский Антоний, может произойти с человеком когда и где угодно – и даже после тысячи «невстреч», обусловленных человеческим несовершенством. Главное, наверное, держать свое сердце открытым.
К концу встречи, когда вопросы к спикерам, реплики и дополнения из зала несмотря на поздний час сыпались как из рога изобилия, одна из участниц обсуждения, Елена, срывающимся от волнения голосом поблагодарила всех, кто высказывал свое мнение. По ее словам, для нее многое стало понятным после этой встречи, но главное, ей стало ясно, что она – не одна. И ответы на вопросы можно получить. Важно не стесняться их задавать и не бояться высказывать свои мысли по поводу. Неравнодушные люди, которые тебя услышат, всегда найдутся, и маятник качнется от «не верю» к «верю». И Встреча состоится.
Фотографии Ивана Чернопятко