Якуты - христиане, но еще не знают об этом (Ч. 2)
- Я думаю, можно пожелать нашей молодежи быть более активной, потому что Православие подразумевает активную жизненную позицию. Если мы люди верующие и пришли к этому сознательно, то должны этим богатством веры поделиться с нашими домочадцами, с нашими близкими, с нашими друзьями. Это не значит, что мы должны быть назойливыми, но мы можем показать даже нашим видом, нашим лицом, выражением глаз, позицией по многим вопросам нашу принадлежность к Православию. На происходящее в мире мы должны иметь свой православный взгляд.
Не нужно бояться выражать его активно, потому что это наша жизненная позиция, позиция людей верующих. Безусловно, это принесет свои добрые плоды, потому что благодаря этому люди, находящиеся рядом с нами, видя эту позицию, эту убежденность, будут ее, во-первых, уважать, во-вторых, отчасти разделять, а кто-то еще и задумается о том, где правда, на какой стороне. И через это, через такие простые беседы мы приобретем членов Церкви Божией, поможем людям обрести веру. Почаще приезжайте к нам в Якутию.
- Спасибо. Это хорошее пожелание, нам здесь понравилось.
- А позвольте Вас спросить: Вам понравилась Якутия?
- Да, безусловно.
- А что Вам больше всего понравилось?
- Мне очень понравилась эта страна, она очень красивая. Я художник по профессии. Может быть потому, что здесь так мало людей, чувствуется более близкое и более товарищеское отношение между ними. Я сравниваю с Москвой, с нашим мегаполисом, где часто - видимо, из-за скученности - люди просто идут по головам. Здесь все-таки так не проживешь, нужна поддержка, взаимопомощь в лучших христианских традициях.
- Вот и получается, что нам, христианам, есть чему поучиться у местных жителей - христианскому отношению друг к другу.
- В общем-то, по сути, они христиане, только еще не знают об этом.
- Вот! Они уже христиане! Это очень важные слова, потому что это действительно так.
- Они не знают службы, они не знают обрядов, но они живут по...
- ...христианским нравственным понятиям. И надо сказать, что даже у язычников, глубоко погруженных в свои шаманистские практики, есть понятие греха. И они боятся греха, стараются с ним бороться. Это как раз та почва, на которой миссионер может спокойно беседовать на любую тему, потому что нам близка эта позиция.
- Да. Когда я слушала лекцию о шаманизме, которую нам читали здесь, на пароходе, я заметила, что мне нравится их отношение к природе как к очень хрупкому миру, который легко разрушить. Они делают и другие выводы из этого, но то, что они ее берегут, то, что они не относятся к ней варварски, очень впечатляет. Мы видели здесь, как был пойман маленький осетр, и они его отпустили. Мне это очень понравилось.
- Только благодаря такой позиции здесь пока еще много что есть - и рыба, и звери.
- Да, это очень богатая страна.
- Мне приходилось бывать в старообрядческом скиту недалеко от Красноярска. Мне понравилось их бережное отношение к окружающей среде. Я сделал вывод, что это, пожалуй, позиция любого верующего человека. Если мы живем в мире, то должны знать, что пришли сюда на время. Мы не хозяева окружающему миру, мы только исполнители воли Божией. А воля Божия, как было сказано еще Адаму в раю, в том, чтобы мы его хранили, насаждали, но не разрушали. Это позиция любого верующего человека. Здесь как раз можно увидеть как, казалось бы, язычники исполняют волю Божию. А мы исполняем волю Божию, приходя в эти поселки, встречаясь с этими людьми, стараемся объяснить им, во что они верят, чем они живут...
- ...чтобы это не замутнялось никакими магиями. Как принимали группу миссионеров, не нарушило ли их появление местный уклад жизни, был ли их приезд радостью для людей?
- Думаю, да. Мы были везде корректны, с местными жителями говорили на их языке. Знаете, они очень воспитанные люди, очень тактичные по отношению к другому человеку, боятся его обидеть.
- Мы случайно не обидели их ничем?
- Нет-нет. Я смотрел за этим, все было хорошо. Думаю, именно поэтому группа и приобрела такие неожиданные плоды. Это северные народы, здесь нельзя брать нахрапом, тут надо, чтобы миссионер один и тот же ездил к ним постоянно. Тогда они раскрываются. Они его узнают, присматриваются к этому человеку. Мне одна якутка говорила: «Мы, владыка, присматриваемся к человеку долго, но если мы впустили человека в свое сердце, то уже никому его оттуда не отдадим». И, собственно, позиция миссионерской работы и должна быть такая - постоянная и последовательная.
Поэтому я беру с собой тех священников, которые ездили по этим маршрутам, которых здесь знают. Люди этих батюшек знают, посещают их, и это дает уже другой результат. Наша задача - поддержать желающих креститься, поддержать и тех, кто приезжает как миссионер. Хочется надеяться, что кто-то из миссионерствующих захочет потом приехать послужить здесь. Не обязательно это должен быть священнослужитель, будет хорошо и важно, чтобы рядом с местными жителями просто были верующие люди, чтобы узы их общения крепли через добрые взаимоотношения.
- Есть ли различия в миссионерской работе с коренным населением и, допустим, русскоязычным?
- Безусловно, есть. Мне хотелось и о другом сказать. Сравнить, например, работу протестантских миссионеров и православных.
- Да, это интересно.
- Протестантские миссионеры поселяются рядом, живут рядом с ними. Естественно, они приобретают больше, чем мы, потому что мы приезжаем из центральной России или из Якутска, побыли несколько дней и улетели. У нас даже был такой казусный случай. Один священник несколько раз ездил к эвенкам, но результата не было. Он приезжал, разговаривал с ними, выступал - и уезжал обратно. А тут получилось так, что вертолет забыл его забрать. И он на неделю там застрял. Как он потом сам мне рассказывал, за эту неделю он покрестил 90 человек, посетил близлежащие оленеводческие хозяйства, там кого-то крестил, проповедовал, и даже кончилось тем, что было намечено место для часовни. И сами местные жители говорили: «Мы теперь поняли, чем отличаются православные от протестантов. Мы раньше думали, что это одно и то же, а теперь поняли, что вы - другие».
- Понятно. Может быть, вот на такой ноте...
- Вы предлагаете пристать к берегу и остаться на зиму?
- Я предлагаю об этом подумать.
- Хорошая мысль. Чумработницы здесь везде нужны. Так называют работниц по хозяйству, обеспечивающих оленеводам жизнь.
27
сентября 2004 года, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего
Креста Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
совершил хиротонию архимандрита Зосимы (Давыдова) во епископа
Якутского и Ленского. Редакция издания "Татьянин день", миссионеры университетской церкви во главе с настоятелем сердечно поздравляют владыку Зосиму с недавней годовщиной его епископской хиротонии и желают помощи Божией в его служении.