Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 13 февраля
Федор Иванович Шаляпин родился в Казани в бедной семье крестьянина, работавшего писарем. Федор Иванович пережил тяжелое, полное лишений детство. С ранних лет он работал учеником у скорняка, кузнеца, сапожника, но нигде не задерживался надолго. Основная его страсть, которая стала проявляться очень рано, была музыка, пение и балаганный театр. Первые практические навыки в пении Шаляпин получил в церковном хоре, где он начал петь в девятилетнем возрасте. С этих пор вся его жизнь так или иначе была связана с пением и театром.
В шестнадцать лет Шаляпину разрешили петь в профессиональном хоре. Он был счастлив, хотя за это ему ничего не обещали платить. Но на этом и закончилась его жизнь в семье. Отец, который мечтал вырастить из сына работника, материально поддерживающего семью, выгнал его из дома. «Тебе, дьяволу, кроме театров, ничего не надо – я знаю! Будь прокляты они, театры…», - выругался он. Шаляпин, подрабатывая поденной работой, отправился по Волге в Нижний Новгород на ярмарку. Но «осел» в Казани, где подписал первый в своей жизни контракт на работу в гастрольной опереточной труппе. Началась жизнь странствующего актера-певца. С различными труппами Шаляпин объехал многие города на юге России, и в 1892 г. оказался в Тифлисе (ныне Тбилиси).
Здесь он жил случайными заработками и часто просто голодал по нескольку дней. Наконец, он получил приглашение из Казани петь в гастролирующей опере за 100 руб. в мес. Получив аванс на приезд, он бросил работу писаря, которую он выполнял последнее время и собрался ехать. «Но тут случилось нечто неожиданное», – вспоминал Шаляпин. – «Давно уже сослуживцы мои говорили мне, что у меня хороший голос и что мне следовало бы поучиться петь у местного профессора пения Усатова, бывшего артиста императорских театров. И вот в день отъезда из Тифлиса, я вдруг решил: - Пойду к Усатову! Чем я рискую? Пошел…»
Д.А. Усатов не только обучал Шаляпина основам вокала и разучивал с ним оперные арии, устраивал для него выступления в концертах и оперном театре Тифлиса, но также помогал ему материально и обучал правилам хорошего тона. В 1894 г. Усатов отправил Шаляпина с рекомендательными письмами в Контору императорских театров.
В сезоне 1894 г. Шаляпин пел в частных театрах Петербурга. Его известность росла, и в 1895 г. он был приглашен в труппу Мариинского театра. Однако рутина казенного театра не удовлетворяла Шаляпина как актера, и он в 1896 г. принял предложение С.И. Мамонтова и поступил в труппу его оперного театра в Москве.
Принимая Шаляпина в свою труппу, С.И. Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если Вам нужны костюмы, скажите – и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу – поставим оперу!». Такое отношение позволило певцу в полной мере развить свой талант и воплотить на сцене свои представления об оперном искусстве. Будучи не только замечательным певцом, но и выдающимся драматическим актером, Шаляпин, по существу, создал новую, отличную от традиционной итальянской, оперу, в которой органически слились оперный и драматический компоненты. Прекрасным материалом для Шаляпина стали оперы русских композиторов XIX в., которые традиционно писались на сюжеты драматического характера («Псковитянка», «Борис Годунов», «Хованщина», «Русалка» и т.д.).
В Мамонтовской опере Шаляпин достиг вершин своего оперного творчества, его имя стало широко известно и любимо в России. «Какое счастье для нас, что мы жили в эпоху, когда работал и творил этот гениальный художник. Сколько радости давал он людям! Кто знал его, тот навсегда с благодарностью сохранит его образ. Кто его не знал, тому трудно представить себе, какими чарами, какой мощью таланта обладал этот всерхчеловек в искусстве» (композитор А.Т. Гречанинов). «В настоящую минуту одним великим художником у нас больше. Боже, какой великий талант!» (В.В. Стасов).
В 1901 г. Шаляпин впервые пел за рубежом в знаменитом миланском театре Ля Скала. Успех был грандиозным. После этого он выступал практически во всех странах мира. Его гастроли всегда проходили с большим успехом и принесли ему мировую известность. Талант Шаляпина прославил русскую оперную школу, открыв ей дорогу на мировую сцену, и ознакомил Запад с камерными произведениями русских композиторов.
Ф.И. Шаляпин с восторгом встретил революцию. В 1918 г. он был избран членом дирекции и режиссером Мариинского театра. В первые годы Советской власти он очень много работал как режиссер и оперный певец, а также выступал в многочисленных концертах. В 1918 г. Советское правительство присвоило ему звание Народного артиста.
Всю жизнь Ф.И. Шаляпин любил и много пел в концертах. В его репертуаре были народные песни и романсы русских композиторов. Даже став великим артистом, он очень любил петь для народа, устраивая благотворительные концерты, которые были либо бесплатными, либо за символическую плату. Собранные средства он передавал на нужды рабочих обществ. Эти выступления перед многочисленными аудиториями рабочих сделали Шаляпина горячо любимым артистом в широких кругах народа. Известны курьезные случаи, связанные с этими концертами. В частности, в 1906 г. в Киеве Шаляпин давал бесплатный концерт для рабочих. Четырехтысячный зал не мог вместить всех желающих, и вокруг концертного зала стояла многотысячная толпа, полностью блокируя вход так, что и Шаляпин с его аккомпаниатором не могли пройти в зал и вынуждены были пробираться туда по крышам соседних домов.
В 1922 г. Ф.И. Шаляпин покинул Россию по соображениям политического характера. Он поселился в Париже и до конца своих дней много работал и выступал. Изумительный певец, выдающийся актер и величайший реформатор музыкального театра он донес во все уголки нашей планеты великие достижения русского искусства.
Находясь вдали от Родины, Шаляпин оставался русским человеком, страдал от отсутствия духовного контакта со своей страной и ее народом.
Федор Иванович Шаляпин скончался в Париже 12 апреля 1938 г. и был похоронен на небольшом кладбище вблизи Парижа. На гранитной плите была надпись: «Здесь покоится Федор Шаляпин – гениальный сын земли русской». В 1984 г. прах великого артиста был перенесен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество Шаляпина стало эпохой в истории мировой культуры и оказало огромное влияние не только на современный ему театр, но и на все отечественное искусство. «В русском искусстве Шаляпин – это эпоха, как Пушкин… Ф.И. Шаляпин – лицо символическое. Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ» (М. Горький).