Чтение Великого поста. Тридцать шестой день от Владимира Гурболикова
Владимир Гурболиков:
- Нет такой литературно-художественной книги на земле, которую можно было бы рекомендовать всем, независимо от того, кому советуешь и как именно протекает жизнь этого человека. Да и для себя всякий раз выбираешь разные книги.. Поскольку в каждый новый этап (в тот же Великий пост, например) приходишь с новым вопросом, в ином состоянии. Это может быть радостное и плодотворное время. А может оказаться пора болезни, уныния, жизненных драм. Поэтому-то литература столь обширна: в разные моменты требуются разные "лекарства". Вечными остаются только главные Книги -- Священного Писания. Но и они прочитываются из раза в раз по-новому...
Так что не смогу я ничего рекомендовать. Разве что рассказать о каких-то книгах, которые для меня неожиданно становились "таблетками" от внутренний боли, несобранности, страха, которые мне давали силы в ожидании новой Святой Пасхи. Таких книг было немало, и назову две, которые вспомнились первыми.
Одна - сказочный текст Клайва Льюиса "Хроники Нарнии". Его я перечитывал в момент, когда тяжело заболел. И если до болезни моё внимание больше отвлекали какие-то претензии к литературной стороне цикла (некоторой схематичности сюжета, недостатку масштабности - на фоне трилогии Толкина), то в момент болезни меня это перестало волновать. Это было ободрение. И, в каком-то смысле, хорошо, что оно облекалось в сказочные формы. Наверное, это давало возможность немножко абстрагироваться от конкретных, личных обстоятельств и услышать Мысль, выстраданную автором-христианином. Если ты имеешь мужество верить и идти избранным путем до конца и не отчаиваться, то спасешься. Ведь каждая новелла "Хроник", включая, конечно же, и последнюю (которая является своего рода "Апокалипсисом") именно об этом. О мужестве верить, несмотря на.
Несмотря на! Даже если, кажется, весь мир ополчился против твоей веры в Бога.
Очень утешила меня эта сказка, и детская, и взрослая одновременно.
Другая книга, которую вспомнил - это роман "Самурай" японского католического писателя XX века Сюсаку Эндо. Это классик послевоенной японской литературы, друг еще одного великого христианского литератора, Грэма Грина.
"Самурай" - повествование об эпохе начала страшных и жестоких гонений на христиан в средневековой Японии. Сюжет первоначально выглядит так, словно пишет книгу не добрый католик, а, напротив, противник христианства, решивший нарисовать яркую карикатуру на католических миссионеров-европейцев. Один из главных героев, иезуит, пытается всеми правдами и неправдами купить лояльность японских властей. Он организует посольство к Папе Римскому, в Европу, чтобы поразить японцев мощью христианской цивилизации, завлечь купцов перспективами свободной торговли... А заодно окрестить путешественников, даже если они ничего не поняли в христианской вере.
Рядом с ним - другой, безусловно, положительный герой, японский дворянин, который в романе назван просто Самурай. Благородный и по-своему наивный человек. Он принадлежит к одному из кланов, впавших в немилость, и едет в Европу, надеясь верной службой вернуть себе положение при японском дворе. Его глазами мы и наблюдаем все происходящее.
И вот эта поездка, размышления, неожиданная встреча с японцем-христианином в Мексике постепенно меняют что-то в Самурае:
"- Нет, я не могу без конца думать об ЭТОМ человеке, - прошептал Самурай извиняющимся тоном.
- Это неважно. Даже если вы не отдадите ему своего сердца, он всё равно отдаст вам своё.
- Я проживу и без этого.
- Вы в этом уверены?
Бывший монах с жалостью глядел на Самурая, теребя в руках лист...
- Плачущий ищет того, кто будет плакать вместе с ним. Стенающий ищет того, кто прислушается к его стенаниям. Как бы ни менялся мир, плачущий, стенающий всегда будет взывать к Нему. Ради этого Он и существует.
- Я этого не понимаю.
- Когда-нибудь поймёте. Когда-нибудь вы это поймёте..."
Этот отрывок из романа Сюсаку Эндо в какой-то момент помог мне удерживаться от отчаяния - если тяжело страдаю. Ведь страдание - это тоже путь. Оно заставляет поднять голову и посмотреть, что в жизни есть единственная цель, ради которой только и можно жить и умереть однажды.
Страдание к Истине (ведь есть что-то общее в словах страдание, старание, страда?) как путь... Если у человека есть такое страдание, и ему не бессмыслен вопрос, зачем столько боли - то, верю, что ему может открыться Правда христианства. Когда тоска по любви и состраданию достигает предельной точки, никакой иной бог не может прийти и быть со мною. Только Христос. И мне не стыдно перед Ним за свою слабость.
А что же далее происходит в романе?
Катастрофа. В самый важный момент поездки по Европе, накануне аудиенции у Папы, становится известно: в Японии массово казнят христиан. Иезуит понимает, что его миссия провалилась, а японские власти его попросту обманули. Посольство отправлялось для отвода глаз, а отчасти со шпионскими целями. Кроме того, надежды "купить" лояльность Японии тоже провалились: на место испанцев пришли менее щепетильные в вопросах веры купцы из Нидерландов...
Наступает момент истины и для Самурая: он сознаёт, что по возвращении на родину будет казнён. Просто потому, что давно уже зачислен в неблагонадёжные списки, а поездкой своей ждал повод объявить себя предателем, тем более, он, как и многие, принял крещение.
И главные герои совершают свой выбор. Оба могли бы остаться в Европе, и каждому была бы гарантирована безопасность, а может быть, даже неплохая карьера. Но оба они - и миссионер, и Самурай - садятся на корабль, который везёт их навстречу страданию и смерти. Их пути до самого конца параллельны и по-настоящему так и не пересекаются. Они не становятся даже товарищами друг другу. Но иезуит по-своему, а Самурай по-своему проходят один, Крестный путь...
Эта страшная книга, повторяю, стала для меня большим утешением. Притчей о том, каким неожиданным образом Бог открывает нам Себя нам являет. И о том, как важно не судить, но уметь увидеть в другом человеке образ Божий. Эта вторая книга, может быть, важнее в нынешний момент, потому что в силу разных причин, многими владеет дух осуждения и крайнего неверия в своих ближних как собратьев во Христе Иисусе.
Чтение Великого поста. Тридцать пятый день от иеромонаха Димитрия (Першина)
Чтение Великого поста. Тридцать четвертый день от Светланы Кековой
Чтение Великого поста. Тридцать третий день от Бориса Любимова
Чтение Великого поста. Тридцать второй день от протоиерея Николая Соколова
Чтение Великого поста. Тридцать первый день от епископа Каскеленского Геннадия
Чтение Великого поста. Тридцатый день от священника Андрея Кордочкина (ВИДЕО)
Чтение Великого поста. Двадцать девятый день от игумена Саввы (Тутунова)
Чтение Великого поста. Двадцать восьмой день от священника Игоря Фомина
Чтение Великого поста. Двадцать седьмой день от игумена Иоасафа (Полуянова)
Чтение Великого поста. Двадцать шестой день от Владимира Легойды
Чтение Великого поста. Двадцать пятый день от Олеси Николаевой
Чтение Великого поста. Двадцать четвертый день от митрополита Калужского и Боровского Климента
Чтение Великого поста. Двадцать третий день от протодиакона Александра Агейкина
Чтение Великого поста. Двадцать второй день от Светланы Луганской
Чтение Великого поста. Двадцать первый день от Михаила Селезнева
Чтение Великого поста. Двадцатый день от Григория Александровича Любимова
Чтение Великого поста. Девятнадцатый день от Виктора Антоновича Садовничего
Чтение Великого поста. Восемнадцатый день от игумена Всеволода (Варющенко)
Чтение Великого поста. Семнадцатый день от игумена Евфимия (Моисеева)
Чтение Великого поста. Шестнадцатый день от протоиерея Всеволода Чаплина
Чтение Великого поста. Пятнадцатый день от протоиерея Максима Козлова
Чтение Великого поста. Четырнадцатый день от Александры Никифоровой
Чтение Великого поста. Тринадцатый день от Фредерики де Грааф
Чтение Великого поста. Двенадцатый день от Андрея Десницкого
Чтение Великого поста. Одиннадцатый день от Елены Жосул
Чтение Великого поста. Десятый день от Ольги Седаковой
Чтение Великого поста. Девятый день от Владимира Буреги
Чтение Великого поста. Восьмой день от иеромонаха Симеона (Томачинского)
Чтение Великого поста. Седьмой день от Сергея Чапнина
Чтение Великого поста. Шестой день от игумена Арсения (Соколова)
Чтение Великого поста. Пятый день от Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина
Чтение Великого поста. Четвертый день от эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового)
Чтение Великого поста. Третий день от протоиерея Димитрия Карпенко
Чтение Великого поста. Второй день от епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта
Чтение Великого поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения