Островок православной Франции Ч.1
С матерью Серафимой судьба свела нас случайно. Но даже крупицы «биографических сведений» о ней сулили интереснейшую встречу: монахиня - англичанка - насельница православного монастыря во Франции... Беседа действительно оказалась и содержательной, и душевной.
- Мать Серафима, расскажите, пожалуйста, о Вашем монастыре - Покровской обители Bussy-en-Othe.
- Монастырь посвящен Покрову Божией Матери. Основала его игумения Евдокия в 1946 году. У нее достаточно необычная судьба. В миру ее звали Екатерина Куртен, она была дочерью обрусевшего француза и русской, родилась в Москве в 1895 году, выросла в Ялте. В 1920 году она обвенчалась с молодым историком А. Д. Мещеряковым, собиравшимся стать священником, но в 1922 году он, направляясь в Москву рукополагаться, заболел сыпным тифом и умер.
В это время в России шли массовые компании против церкви, и монастыри, где мечтала найти себя Екатерина, закрывались. Однако ей удалось принять тайный постриг с именем Евдокии в 1927 году в небольшой женской обители в Крыму, в Кизельташе. В 1932 году монахиню Евдокию арестовали, и от ГУЛАГа ее спасло то, что ее отец сумел использовать свою принадлежность к Франции и вывести туда всю семью.
В Париже инокиня Евдокия вошла в общину «Православное дело», созданную матерью Марией (Скобцовой), ныне прославленной в Константинопольской юрисдикции. Но они с матерью Марией были разные по духу - м. Евдокия хотела более молитвенной жизни, м. Мария - более активной и деятельной. Поэтому впоследствии они пошли разными путями.
Мать Евдокия писала в воспоминаниях: «Росло желание устроить монастырь, подобный тем, которые они помнили по России, с более полными богослужениями, в стороне от мирского шума».
Такая возможность предоставилась, когда в 1946 году бывший русский адвокат, известный профессор права В. Б. Ельяшевич решил подарить под монастырь свое имение в Бюсиан-От в Бургундии. Эта усадьба была очень известна среди деятелей культуры Русского Зарубежья и неслучайно иногда именовалась «Вишневым садом». Отсюда, писал письма Ивану Бунину писатель Борис Зайцев, здесь нередко гостила Надежда Тэффи.
Вначале в монастыре было всего четыре сестры, но с этого момента началась монашеская жизнь.
Первый устав был строгим: утренние молитвы, Утреня, Первый час, чтение Апостола и Евангелия, Лития; вечером - Девятый час, Вечерня, Повечерие, вечерние молитвы.
Монастырь всегда принадлежал Константинопольской юрисдикции. Вначале все жизнь была очень тяжелой, бедной. Были какие-то земли с рядом монастырем, и было несколько мужчин, которые присоединились к сестрам, жили рядом и выполняли тяжелую работу, но сестры тоже работали на тракторах. Все свое было в то время - овцы, коровы, куры.
Очень медленно налаживалась жизнь в бытовом смысле. Потом многие эмигранты начали интересоваться монастырем, приезжать и жить здесь, жертвовать какие-то средства. И некоторые даже купили дома в деревне Бюси, потому что хотели жить близко к монастырю. Сейчас некоторые дома в деревне принадлежат их потомкам.
- А кто окормлял сестер в монастыре?
- Разные священники были. При мне это главным образом были румынские священники, потому что к тому времени в эмиграции уже не было русских, которые были бы готовы приезжать и жить у нас...
- А священники живут в монастыре?
- Да, живут. Я помню по крайней мере шесть или семь из них. Они все были очень хорошие. Они давали то, что нам надо было.
- Как и почему Вы попали именно в этот монастырь, кто его насельницы, по какому уставу Вы сейчас живете?
- Я хотела подвизаться именно в этом монастыре, потому что он сохраняет русскую традицию: славянское богослужение, славянские песнопения. Но очень много до сих пор там русского языка, хотя состав сестер разный - но они учились и выучили русский язык. И они говорят, и наши песнопения до сих пор на славянском, кроме некоторых тропарей, которые по большим иногда исполняются на французском.
К сожалению, наш устав немножко сокращен, потому что сил у нас немного, многие монахини уже пожилые.
Настоятельница монастыря - игумения Ольга, ей 93 года. Это ясный, удивительный человек, очень сильная духом женщина. У нас есть сестры самых разных национальностей: две англичанки (я и еще одна монахиня), японка, венгерка, египтянка, человек шесть француженок и русских, может быть, шесть-семь человек. Всего двадцать сестер.
- Не так уж и мало по нынешним временам.
- Да, но молодых у нас мало.
После матери Евдокии настоятельницей стала мать Феодосия, но она так любила и почитала мать Евдокию, что себя считала недостойной быть игуменией. Поэтому она отказалась от этого сана, и настоятельницей стала только на смертном одре. Это из-за смирения.
Но она знала, что есть мать Ольга, которая была тайно пострижена в Париже и много ездила в Святую Землю. Мать Евдокия всегда лелеяла мечту, что мать Ольга будет после нее игуменией. И мать Феодосия знала об этом, и очень хотела исполнить волю матери Евдокии. И поэтому, когда приближался конец ее жизни, она уговорила мать Ольгу поступить в монастырь и после нее взять это послушание. Три года мать Ольга прожила в монастыре, готовясь к этому. В 1989 году она поступила и в 1992 году, после смерти матери Феодосии, стала игуменией.
С тех пор она возглавляет монастырь, и при матушке Ольге произошло много изменений. Она приняла на себя подвиг восстанавливать еще один храм на нашем участке. Потому что храм у нас был хотя и очень намоленный, но маленький. Людям приходилось просто стоять на дворе во время службы, и в 1998 мать Ольга приняла решение строить новый храм. И наконец у нас есть прекрасный Храм Преображения, расписанный прекрасным московским иконописцем Ярославом Николаевичем Добпыниным.
- А есть прихожане, кроме насельниц?
- Да, конечно, есть целые семьи. Многие дома рядом принадлежат православным, которые живут в Париже, но приезжают на лето. Так что летом, конечно, гораздо больше.
- А обитель далеко от Парижа?
- 160 или 170 километров. ... Кстати, о священниках: сейчас у нас один румын, и другой - тоже румын по национальности, но родился на Западной Украине, поэтому сохраняет славянскую традицию от юности, учился в Киево-Печерской Лавре, в Академии, и принял там постриг. Так что он по-русски прекрасно говорит. И это очень изменило состав наших прихожан, потому что стали приезжать очень много русских.
- А много русских во Франции?
- Да, очень много. И они к нам приезжают. К сожалению, неизвестно, что будет с Леснинским монастырем. Леснинский монастырь - это тоже православный монастырь во Франции, но он принадлежит Зарубежной Церкви. И у них были, к сожалению, разные осложнения недавно, в связи с примирением с Московской Патриархией... Очень много русских к нам теперь приезжают.
- И паломники могут жить в обители?
-Да. Благотворители купили дома на улице, на которой стоит монастырь, и мы сделали из них гостиницы, так что у нас теперь есть возможность принимать людей. Они живут - просто чтобы пожить в монастыре.
- На послушаниях?
- Да. Богослужение сейчас сокращено, к сожалению, из-за приема людей и объема работы для сестер. Но все равно каждое утро, если нет литургии, утреня, первый час, лития и чтение Апостола и Евангелия. Утренние и вечерние молитвы мы читаем по кельям. Утром служба от половины седьмого до девяти, потом послушания, и вечером, если нет особенного праздника, то девятый час, вечерня, повечерие. Литургию служат три раза в неделю и по воскресным дням. Если большие праздники, то в некоторые будние дни Литургия отменяется.
- А какие у вас послушания? Вы занимаетесь хозяйством?
- Увы, хозяйства уже нет, потому что земли монастыря проданы - одно время очень не хватало денег, и пришлось продать землю. Остался относительно небольшой участок, на котором мы немало всего выращиваем, но этого не хватает на всех, приходится покупать. А послушания... Молодые сестры должны всё делать: убираться везде, в том числе в комнатах, где паломники живут, в храме, должны готовить - по очереди, должны убирать весь монастырь. Еще сестры изготовляю бумажные иконы, пишут иконы на заказ. Одна из наших русских сестер дает уроки русского языка для желающих и водит по монастырю экскурсионные группы (к нам приезжают помолиться перед святынями, посмотреть росписи). Есть еще монастырская лавка - это мое послушание.
- А «молодые сестры» - это сколько лет?
- Самой молодой у нас 35 лет - она уже не молодая.
- Нет, это молодая еще.
- Но им было по двадцать, когда они поступали, и уже довольно времени прошло. А новых пока нет. Как я говорила, сестры наши из разных этносов - румынка, француженки...
- А что Вас привело в этот монастырь? Вы же в Англии родились?
- Да, я родилась в Англии. А как пришла? Я думаю, через Россию. У меня всегда была тяга ко всему русскому. Не сразу же, я не могу объяснить, почему это. Это всегда было. Это очень непонятно, потому что тогда же это было недоступно всё. В какое-то время я стала понимать, что в России как-то тесно все связано с Русской Православной Церковью. А потом, гораздо позже, в моей жизни были события, при которых я поняла, что действительно у России есть какое-то особенное будущее, какая-то судьба в человеческой истории. А это очень важно для всех нас, и после смерти тоже. Я была замужем, у меня три сына, но мой муж скончался очень рано, от инсульта - ему было 46 лет. И после этого я стала православной. У меня был духовный отец и до этого, но я по послушанию ждала. Если я стану православной при муже-протестанте - то это будет разделение. Но если будет Господу угодно, то это станет возможным. И после его смерти это стало возможным, я стала православной, и через этого духовного отца я узнала о Бюси. Я стала туда ездить, бывать и жить, а потом так здесь и осталась.
Продолжение следует...