Александровский дворец: Сохранить для потомков
В музее-заповеднике «Царское Село» хранятся уникальные цветные диапозитивы на стекле, выполненные в 1917 году – одни из первых цветных изображений, появившихся в искусстве фотографии. История появления этой коллекции очень интересна, так же как не менее ценна информация о времени и цели ее изготовления.
После февральской революции, еще в период Царскосельского заточения царской семьи, при комиссариате имуществ Республики, заменившем Министерство Двора, была создана комиссия по приемке и учету имущества Царскосельского Дворцового Управления, в ноябре 1917 года переименованная в Художественно-Историческую. Комиссия, которую возглавил Георгий Крескентьевич Лукомский, должна была описать произведения искусства и организовать их охрану.
В ночь на 1 (14) августа 1917 года семья последнего императора покинула любимый дом – Александровский дворец. Лукомский, присутствовавший при этом, вспоминал: «Четыре-пять закрытых автомобилей. Первый предназначен Николаю II, сыну и жене. Второй для дочерей. Остальные для сопровождающих. У пандуса пологого спуска в парк – собрались б. офицер конюшенного ведомства Измайлов, гоф-фурьер красавец Романов, про которого говорили, что он незаконнорожденный сын Александра II, мой помощник М.С. Коровин и 2-3 служителя. Солдат всего 7-8 человек, не больше.
Стоят вразброд. Глазеют: винтовки на земле. Нет команды. Из дверей появляется невзрачная сугубо – на сей раз печальная, густо обросшая бородой, в форме полковника фигура Николая II. Под руку с ним б. императрица. Медленно, качаясь (от усталости и волнения), спускаются они по пандусу. Николай берет под козырек: «Здорово, молодцы», - чуть слышно отвечают: «Здравия желаем, г-н полковник». За ними, вприпрыжку, выросший неожиданно – б. наследник. Бледен. Шутит. Балаганит. Далее сестры. Худенькие, бледные, остриженные (была корь), серо, даже бедно одетые. В пелеринках жмутся одна к другой. Жеста, геройского движения, позы царственной (вели-то как на плаху) ни у кого!
Садятся в автомобиль. Отъезжает первый. В окошечке его, что сзади, вижу в слезах лицо императрицы. Перекрестила оставшихся на балконе, б. свою челядь (или дворец?)»[1].
Через четыре часа после отъезда семьи Николая II, Лукомский, как председатель комиссии по приемке и учету имущества Царскосельского дворцового управления, принял Александровский дворец. Тогда же, понимая мемориальную ценность предметов, доверенных ему, он обратился с ходатайством к комиссару Временного правительства над бывшим Министерством Двора и Уделов Ф. А. Головину: «Для лучшей каталогизации инвентаря, имеющего художественное значение, представлялось бы желательным фотографирование всех наиболее ценных предметов во дворцах, а так же закрепление для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели в 1917 г., то есть ко времени конца Российской монархии»[2].
Для этой цели был приглашен бывший конюшенный полковник фотограф Андрей Андреевич Зеест, который согласился выполнить предложенную работу при условии, если ему будет предоставлен готовый материал (пластинки. – В.П.). Зеест к этому времени был уже преклонного возраста, имел слабое здоровье, и не мог «переносить за собой фотографический аппарат и приспособления для съемки». 3 июня 1917 года Лукомский обратился к Уполномоченному Комиссии Временного правительства барону Б.Л. Штейнгелю с просьбой о предоставление отставному конюшенному офицеру А.А. Зеесту «экипажа из Конюшенного Ведомства Временного правительства», так как этого права он был лишен в связи с уходом в отставку. Просьба была удовлетворена.
Материалы для работы, которая включала в себя цветные изображения интерьеров, предметов декоративно-прикладного искусства и картин в Екатерининском и Александровском дворцах, выполненные на стекле, поставило Петроградское отделение фотографической фирмы «I. Стеффен и К», существовавшей с 1882 года, которая располагалась на улице Казанской, д. 5. Через эту же фирму были приобретены и необходимые химикаты для проявки уже отснятых снимков.
Согласно уведомлению на имя Зееста от 25 мая 1917 г., была получена партия пластинок автохром на разные размеры с 4,5 х 10,7 см до 18 х 24 см. Там же отмечается, что пластинки долгое время находились в дороге и прибыли просроченными, но после проведенного над ними опыта, оказались «тем не менее вполне пригодными к употреблению». Фотограф для работы выписывал пластины размером 9 х 12 см.
Уже 11 октября, в объяснительной записке, прилагаемой к оплаченным счетам, Лукомский своей подписью удостоверил, что все необходимые для Комиссии цветные снимки в количестве 140 штук приняты и находятся в Канцелярии. За выполненную работу фотографу Зеесту было заплачено 500 рублей, согласно договору.
Современники признавали, что работа, проведенная Комиссией, а также, непосредственно Г.К. Лукомским, имела огромное значение в деле охраны дворца от его полного разграбления и сохранения бесценных художественных сокровищ: в отличие от Большого Царскосельского дворца, где из императорских покоев убирались поздние вещи, в Александровском дворце ничего не менялось. Комиссия настаивала на создании музея в личных покоях семьи императора Николая II, вопреки тому, что большевики, во главе с Луначарским не признавая за ними исторической значимости, утверждали, что «не могут быть историческими никакие из тех предметов, к которым прикасался кто-либо из семьи последнего Императора»[3]. По настоянию Комиссии было решено сохранить подлинную отделку этих комнат.
Позднее, самые значимые в художественном отношении предметы из Александровского дворца, в том числе изготовленные фирмой К. Фаберже, вместе с коллекциями других пригородных дворцов были отправлены в Москву, а некоторые ценности передали в кладовые Зимнего дворца и Гохран. Переписка и телеграммы императора Николая II были отправлены в Госархив. Вещи из Детской половины были перевезены в Екатерининский дворец или переданы детским учреждениям Царского Села, в связи с предполагаемым размещением на втором этаже Александровского дворца детских колоний.
Интересна дальнейшая судьба уникальной коллекции автохромов. Из материалов фонда рукописей музея-заповедника «Царское Село» известно, что уже в ноябре 1918 года, при приемке дел от бывшего уже председателя Художественно-Исторической комиссии Г.К. Лукомского, выяснилось, что восемьсот сорок три снимка с черно-белых негативов и восемьдесят три цветных диапозитива были переданы им книгоиздательству «Копейка» для воспроизведения в частном издании. Снимки предполагалось изъять из издательства и передать для хранения в Детскосельское Управление Художественного Имущества Республики Северного района. Это осуществить не удалось, так как известно, что Лукомский эмигрировал из страны и увез их с собой.
Часть коллекции цветных автохромов в настоящее время находится в собрании музея-заповедника «Царское Село» и включает в себя сорок два изображения. Тридцать из них в 1968 году были приобретены музеем у наследников фотографа полковника А.А. Зееста, а двенадцать – в 1958 году подарены дворцу английским туристом, членом Оксфордского клуба Г. Барратом. Это позволяет предположить, что пластинки, переданные в дар, входили в число вывезенных Лукомским, так как известно, что последний до конца своей жизни проживал за границей.
В июне 2012 года на аукционе Olivier Coutau Bėgarie музеем были приобретены еще 48 автохромов с видами Большого Царскосельского, и, что особенно ценно, Александровского дворца, вероятнее всего, также из числа вывезенных Г. К. Лукомским.
Сохранившаяся часть коллекции позволяет судить не только о высоком художественном уровне выполненных работ. Автохромы с видами интерьеров Царскосельских дворцов, в первую очередь, Александровского, и мемориальных предметов, их наполнявших, служат уникальным материалом, позволяющим с документальной точностью увидеть и воссоздать жизнь и быт семьи последнего императора для последующих поколений.
[1] Лукомский Г. К.Художник и революция. Берлин, 1923. С. 32
[2] Фонд рукописных материалов ГМЗ «Царское Село». Ф.3. С. 15.
[3] Лукомский К. Г.Художник и революция. Берлин. С. 47.