Игральная комната Наследника Цесаревича Алексея Николаевича в Александровском дворце
Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть.
Но любовь Божия может превратить любое испытание в благословение .
Из записей Царственной Мученицы
Императрицы Александры Федоровны
30 июля (12 августа по новому стилю) 1904 года Николай II записал в своем дневнике: «Незабвенный, великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья. В час с четвертью дня у Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем… Нет слов, чтобы уметь достаточно благодарить Бога за ниспосланное нам утешение в эту годину трудных испытаний!». 11 августа (24 августа по новому стилю) 1904 года Наследник был крещен с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
Многие современники связывали появление на свет долгожданного наследника с прославлением и последующей канонизацией Серафима Саровского, необычайно почитаемого на Руси старца, провидца и чудотворца. В 1903 году прошли торжества, посвященные перенесению мощей преподобного Серафима из Саровской пустыни в Дивеевский монастырь. «Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. Великое молитвенное единение Царя, народа и небесных сил! Сколько исцелений произошло - счета нет!». Николай II и Александра Федоровна приняли горячее участие в подготовке и проведении торжества прославления Серафима Саровского. Как Государыня, так и вся Царская семья считали, что именно по молитвам преподобного Серафима Бог дал России наследника.
Действительно, все десять лет брака венценосные родители молились и надеялись на чудо – рождение наследника, и, главное, здоровогонаследника. Неизлечимая болезнь – гемофилия – из поколения в поколение поражала мужчин семейства британской королевы Виктории и ее родственников. Переносчиком гена гемофилии были женщины, в том числе, сама королева Виктория и ее родная внучка, русская императрица Александра Федоровна, принцесса из Гессенского дома. Поэтому радость от появления наследника с первых дней омрачалась беспокойством Августейших родителей за его жизнь и здоровье. И уже 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1904 года в дневнике русского императора появляется тревожная запись об ухудшении состоянии здоровья Алексея: сильном кровотечении из пуповины. Страшный диагноз подтвердился. С этого времени начинается новый этап жизни венценосной семьи. С 1905 года царская семья из столичного Зимнего дворца окончательно переселяется в Александровский дворец в Царском Селе.
Многими недоброжелателями такое решение Николая II было истолковано как бегство в связи с революционными выступлениями 1905 года. Невзирая на толки и пересуды, Николай II и Александра Федоровна, и ранее жившие достаточно замкнуто и почти не участвовавшие в светской жизни столицы, стали практически затворниками, крайне ограничив свой круг общения, с невероятным самоотречением оберегая жизнь и здоровье наследника.
Еще в 1895 году Николай II решает приспособить восточный флигель Александровского дворца под личные апартаменты (помещения изначально были оборудованы для проживания свиты). Первый этаж был предназначен для Николая II и Александры Федоровны, для будущих детей и свиты были устроены комнаты на втором этаже.
Александра Федоровна принимала живейшее участие в обустройстве комнат – выбирала ткани, мебель, картины, расставляла вещи. Для Императрицы это был первый свой дом – оставшись без матери в 6 лет, Аликс и в детстве, и в молодости жила то у своей бабушки королевы Виктории в Англии, то у отца в родном Дармштадте. Только в России она обрела настоящую семью и свой дом, который обустраивала с такой любовью. С особой энергией молодая семья включилась в работу над помещениями для будущих маленьких Романовых. «Детские комнаты очень веселые и красивые» – запись в дневнике Николай II 15 сентября 1895 года.
Когда подросли царевны, их комнаты переделали под апартаменты Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Царевны жили рядом, парами: старшие и младшие; отдельные помещения имел лишь наследник. О скромности и простоте убранства детских апартаментов упоминают многие приближенные к императорской семье. По свидетельству инока Серафима (Кузнецова), лично знавшего Царскую семью, Августейшие родители не любили роскоши и мотовства, в таком же духе воспитывали и детей.
В.И. Яковлев (1884-1953), первый хранитель дворцовых комплексов Петрограда–Ленинграда, в той исторической ситуации много сделавший для сохранения интерьеров дворца, несколько разочарованно подчеркивает особенную простоту убранства детской половины. То, что, по мнению Яковлева, в детских комнатах совсем нет ценных картин, дорогой мебели и драгоценных предметов декоративно-прикладного искусства, «свидетельствует о низком культурном уровне последних отпрысков Романовых и об отсутствии у них эстетических потребностей…». Духовная наполненность взрослых и детских апартаментов – иконы, образки, пасхальные яйца, памятные фотографии близких – подверглась не меньшей критике. Писали и о русофильстве, и о ханжестве, и о том, что «фотографомания и икономания – особенности четы последних Романовых – отразились и в комнатах их детей и с не меньшей силой».
В спальне Цесаревича стоял киот о шести отделениях, большинство икон было иконами святителя Алексия, митрополита Московского; было также огромное количество крестиков и образков, присланных рядовыми с фронта, здесь находилось множество и богослужебных книг, поднесенных в благословение, например, «Чин Божественныя Литургии иже во святых отца нашего Василия Великаго» с надписью: «Его императорскому высочеству наследнику Алексию Николаевичу. Святителю отче Василие, моли о нем. Господь да хранит и сохраняет его на радость державных родителей и всии земли Русской. Мысленно благославляющий Вас грешный Архим Варнава. Января 10.1910».
Одна из интереснейших комнат Детской половины – Игральная наследника. Здесь как нигде проявилась любовь его родителей, их стремление обустроить максимально комфортное и развивающее пространство. Убранство Игральной комнаты говорит о том, что здесь проводит время отнюдь не больной ребенок, – это комната активного любознательного подростка, наполненная различными игрушками, развивающими играми, образцами оружия, моделями самолетов. Лишь располагавшаяся рядом с комнатами цесаревича комната дежурных докторов – В.Н. Деревенко и Е.С. Боткина - напоминала о постоянном медицинском контроле над цесаревичем.
Игральная цесаревича была размещена в большой комнате, около 60 кв.м. Надо сказать, что для всех комнат наследника были характерны элементы декора в неорусском стиле. Окна были декорированы трафаретным орнаментом (стилизованные под русскую старинную роспись животные и птицы), солнечно-желтые стены украшены трафаретным фризом из птиц на фоне пейзажа. В комнатах царевича было много репродукций, в том числе, с произведений известного художника В. Васнецова: так, спальню украшали репродукции его полотен «Три царевны подземного царства», «Песнь о вещем Олеге», «Гамаюн – птица вещая».
Каждую зиму Игральная комната наполнялась духом светлого Рождества. 24 декабря 1904 года впервые на детской половине установили рождественскую елку. С тех пор до 1917 года здесь ставилась одна из елок Александровского дворца, на ней зажигались огни, и детям дарили подарки – иногда очень дорогие, иногда самодельные, а порою совсем дешевые игрушки. Царские дети были воспитаны так, что никогда не думали о том, сколько стоит их подарок, и были одинаково счастливы от любого преподношения.
В Игральной комнате было очень много игрушек, и с течением времени объем их все возрастал – игрушки дарились на дни рождения, Рождество и другие праздники, дарили все – члены семьи, воинские части, правительственные чиновники. Послы иностранных государств часто приносили подношения для детей во время официальных правительственных приемов.
30 июля (12 августа по новому стилю) 1914 года, в день рождения внука, вдовствующая императрица Мария Федоровна подарила ему ослика Ваньку, ранее выступавшего в Санкт-Петербурге в цирке Чинизелли, но «вышедшего в отставку». Упряжь для ослика была подарена итальянским королем Виктором-Эммануилом.
Огромная плюшевая собака была подарена кайзером Вильгельмом II (хорошо видна на фотографии Игральной комнаты).
Особый интерес представляли игрушки, отражавшие дух своего времени, новых технологий ХХ века: электрическая железная дорога со станциями, туннелями и огромным паровозом, трамвай № 14, различные модели оружия, авиации, морского транспорта.
Множество игрушек были выполнены в традициях народных промыслов (расписной терем, ларец, витязи, бирюльки и др.).
Часть убранства Игральной комнаты состояла из подношений, сделанных ко времени торжеств, посвященных 300-летию династии Романовых. Например, во время посещения Сергиева Посада, императору была подарена модель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под Москвой, деревянная, раскрашенная, состоящая из отдельных предметов, работы кустаря Михаила Жукова, – это был своеобразный конструктор тончайшей работы.
В комнате находились кресло и стол в новом русском стиле, поднесенные крестьянином Липатовым. Одной из самых затейливых была механическая игрушка с пейзажем, зданием, людьми и животными, с фонтаном струящейся воды и надписью на дощечке: «Неученый труд звонаря Московского монастыря Мих. Яковл. Долинского», 1912.
У цесаревича было множество обучающих игрушек: например, набор для тиснения по коже, конструктор в виде часов–ходиков, который нужно собирать по схеме, и, Наследник, действительно, сам собрал часы. Различные головоломки и настольные игры объединяли старших и младших детей, а зачастую и всю семью.
Любой мальчишка с раннего детства мечтал о военных подвигах. В Игральной находились доспехи средневекового рыцаря, военное индейское снаряжение: (уменьшенные в размере) две пироги, луки, головной убор и вигвам.
Как приметы времени – во всех комнатах наследника, в том числе и Игральной – присутствуют предметы, так или иначе связанные с войной: военные трофеи, оружие времени I мировой войны. Напротив входа у стены был устроен подиум, рядом с ним находилась стойка, с ружьями детского размера разных видов, ручная граната, которая была прислана из действующей армии 26 февраля 1916 года тайным советником П.В. Петровым для поднесения наследнику цесаревичу.
Здесь же находились два ящика с шашками казачьего образца, дар оружейной Златоустовской фабрики. В спальне наследника стояла корзина с набором походных принадлежностей: ранцы, котелки, деревянные шашки, палатка, флаги и пр. В одном из ранцев даже сохранились остатки сухарей… К потолку было прикреплено множество моделей самолетов, в комнате стояли модели миноносца, игрушечный корабль («Броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом, модель пулемета, маленькие модели крепостных и осадных орудий, коллекция барабанов. И даже часы имели форму частей русского оружия (работа крестьянина Тверской губернии).
Особый интерес представляет домашний кукольный театр наследника – детский театр Guignol c перчаточными куклами, «бураттини», как их называли в Италии. Театр был приобретен в знаменитом Парижском магазине игрушек «Au paradis des enfant» («Детский Рай»). Гиньоль - (Guignol) - персонаж французского (Лионского) театра кукол.
«Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни…», – из дневниковых записок Императрицы Александры Федоровны.
Царская семья жила постоянно в Александровском дворце больше 12 лет. Здесь в 1868 году родился Николай II, здесь, спустя 49 лет после его рождения, началась его Голгофа – отречение, арест и ссылка Царской семьи в Тобольск 1 августа 1917, расстрел в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.
Буквально через несколько часов после того, как Царская семья покинула Александровский дворец, началась активная инвентаризация царского имущества. В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный дворец-музей. На первом этаже были сформированы и открыты экспозиции императорской четы и мемориальная экспозиция детской половины, где были выставлены игрушки из Игральной комнаты цесаревича, куклы царевен. Александровский дворец был музеем до конца 1931 года, после чего экспозиции были расформированы, чтобы открыть в бывшем дворце–музее Дом отдыха для сотрудников НКВД. В 1932 году часть наиболее ценных игрушек из Александровского дворца были переданы в дар Государственному Музею Игрушки в Загорске (Сергиев Посад), остальное разобрано различными детскими учреждениями, книги поступили в библиотеки. Театр «Гиньоль» в 1937 году был определен в театр кукол С.В. Образцова.
Сейчас в Александровском дворце, не так давно вернувшем себе статус музея, на выставке «Воспоминания в Александровском дворце» экспонируются подлинные предметы и вещи, принадлежавшие цесаревичу Алексею: театр «Гиньоль», чудом вернувшийся в родной дворец, подлинные мундиры полков, шефом которых был цесаревич Алексей, упряжь ослика, игрушки: мишка, трамвай, барабан, бирюльки.
Уникальность этих игрушек в том, что в них играл не просто Наследник Российской империи, а святой новомученик, страстотерпец Царевич Алексий.
Литература
Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. / Сост. монахиня Нектария (Мак Лиз). — Москва: Братство Прп. Германа Аляскинского, ИД Русский Паломник, Валаамское Об-во Америки, 2005.
Граф С. Ю. Витте. Воспоминания. Царствование Николая I. М-Пг., 1923, Т. I
Ден Ю. А. Подлинная царица: Воспоминания близкой подруги императрицы Александры Фёдоровны. — Санкт-Петербург: Царское Дело, 1999.
Детское Село. Александровский дворец. Прибой /библиотечка самообразования под ред. Бюро самообразования К.О. ЛГПС. Самообразовательная экскурсия.
Жильяр П. Император Николай II и его семья. — Вена: «Русь», 1921. (Репринт: М.: НПО «МАДА»).
Жильяр П. При дворе Николая 2: Воспоминания наставника цесаревича Алексея: [1905—1918] — М.: Центрополиграф, 2006.
Канонизация святых в XX в. / Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М.,1999.
Кузнецов (игумен Серафим). Православный царь-мученик. Москва, «Православный паломник», 1997.
Лукомский Г. Царское Село. Изд. Орхис. Мюнхен, 1923.
Лукомский Г.К. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Александровского дворца. Петроград, 1918.
Савицкая А.В. Александровский дворец и парк в Пушкине. Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1937.
Яковлев В.И. Александровский дворец–музей в Детском селе. Убранство. Типография Акадмии худ-в. 1928.
Электронные ресурсы
http://www.alexanderpalace.org/palace/playroom.html
http://www.sedmitza.ru/text/561075.html
http://www.diveevo.ru/diveevo/read.php?id=serafimm
http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1894.htm
http://www.novorossia.org/istoria/print:page,1,2879-kakimi-igrushkami-igrali-deti-carya.html
Читайте также: