Внимание как лекарство
Их вера кажется детской; возможно, она такая и есть. Когда главный врач и духовник больницы протоиерей Артемий Темиров входит в палату, больные стремятся рассказать ему не только о своем физическом состоянии, но и о духовных переживаниях. Бывают среди пациентов и священнослужители. Когда-то здесь лечился архиепископ Михаил (Мудьюгин). Заведение, о котором идет речь, — именно больница, а не интернат или дом престарелых, пациенты могут находиться здесь в течение 30 дней. Но за этот короткий срок между персоналом и больным возникает порой глубокое понимание.
Здание больницы — флигель на углу набережной Обводного канала и реки Монастырки, часть архитектурного ансамбля Александро-Невской Лавры. До октябрьского переворота 1917 года в нем располагалось общежитие для преподавателей и студентов Санкт-Петербургской Духовной академии. При советской власти здесь был сначала роддом, затем — гинекологическая больница. Епархиальная больница появилась в 1990-м году, когда здание было возвращено Церкви.
Больница блаженной Ксении — явление пока уникальное даже для Русской Православной Церкви. С 1995 года комитет здравоохранения Санкт-Петербурга прекратил ее финансирование, и больница существует исключительно на церковные средства: большую часть пожертвований отчисляют храмы Санкт-Петербургской епархии. Есть и частные благотворители. Протоиерей Артемий Темиров считает, что это общее дело, в котором выражается служение болящим. По специальности отец Артемий — врач-терапевт, три года проработал в хосписе в Лахте, с 1996 года работает здесь. В больнице 35 мест. Как правило, пациенты попадают в нее по рекомендации приходов. В год через больницу «проходит» от 110 до 130 человек. Принимают взрослых всех возрастов, но все-таки с самого начала работы она была ориентирована на служение пожилым людям, что особенно актуально. Каждый входящий в здание видит икону Пресвятой Богородицы «Геронтисса» (в переводе с греческого «Старица»). При больнице имеется небольшая домовая церковь для пациентов и сотрудников.
Часто сюда попадают люди в таком тяжелом состоянии, что в своей обычной жизни они по немощи не могли посещать храм. И для них утешением становится частое приобщение к Святым Таинам. Очень поддерживает пожилых людей и чисто человеческое внимание персонала. Такое отношение иногда действует на самочувствие больных лучше, чем лекарства.
Христианские ценности предполагают уважительное отношение к старости. В России эта добрая традиция (как и многие другие) угасла в годы большевистской власти, хотя и тогда откровенно бросать стариков было не принято, но все же личностного подхода к людям стало меньше. Как считает отец Артемий, на возрождение и укрепление этой традиции может повлиять Церковь: «Для православных людей помогать старикам становится естественным. Конечно, и в этой области приходится преодолевать последствия советского периода».
О своем здоровье человек должен заботиться всегда. Здоровье — это дар Божий, и к нему мы должны относиться бережно. Бог дал врача, чтобы в нужное время человек призывал его (об этом мы читаем у Иисуса, сына Сирахова). Забота о здоровье предполагает и размышления о старости. Персонал больницы хорошо знает это. По словам отца Артемия, «когда постоянно сталкиваешься со старостью, по-другому смотришь на жизнь. Многому учишься у пожилых людей. Для христианина естественно думать о последних днях своей земной жизни.
И если бы не пребывание в Церкви, и болезни, и старость, и смерть пугали бы, об этом не хотелось бы даже вспоминать». Порой болезнь дает человеку возможность переосмыслить очень многое.
«Благодарность страждущих, — говорит отец Артемий, — дает силы всем нам, персоналу. Их вера — пример для нас, более молодых и относительно здоровых. Даже минуты общения с некоторыми нашими болящими просветляют. Видно, что они живут своей верой и для них это реальность, а не что-то теоретическое. Чувствуется, что старость может сопровождаться не только потерями, но и приобретениями. Иной человек может быть „прикован“ к постели, но при этом обнажен внутренне, по нему действительно видно, что Царство Небесное начинается в нашем сердце здесь, на земле. Для нас, более молодых людей, такая пасхальная радость — свидетельство торжества жизни над смертью, Воскресения Христова».
Порой наши ближайшие родственники, знакомые, среди которых есть и люди преклонного возраста, оказываются весьма далекими от христианских убеждений. Нам хочется как-то повлиять на них, но мы словно оказываемся неспособны проявить о них простую заботу, выразить им свою любовь, уважение. «Надо относиться к людям так, как Сам Христос подавал пример, — считает отец Артемий. — Когда свидетельство присутствия Христа проявляется не только в словах, но и в делах, это и есть настоящая проповедь Евангелия. Если мы внимательны к человеку, мы почувствуем момент, когда можно ему сказать что-то о Церкви, и он услышит. Главное, чтобы это не было стремлением учить без учета готовности человека к этому. Важно видеть и ощущать его состояние, тогда появятся нужные слова».
Фото Cтанислава Марченко