Нужны ли школе форма и молитва? — Мнения священнослужителей
Ливанов полагает, что требования к форме должны быть закреплены на федеральном уровне, а виды школьной формы могут разрабатывать регионы. По его словам, это необходимо, чтобы школьники не ощущали дискомфорта от социальных и иных различий в стенах учебного учреждения. «Цель — чтобы в школе дети ощущали общность, чувствовали, что они часть единого коллектива», — подчеркнул министр.
Поправки в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятые Госдумой в первом чтении, предполагают, что школам будет разрешено предоставлять религиозным организациям помещения для молитв и религиозных обрядов. Однако принимать такое решение образовательное учреждение будет только если имеется ходатайство со стороны учащихся и их родителей.
По мнению же члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александра Игнатенко, молитвенных мест для разных религий в российской школе быть не должно: «В одной школе будет, предположим, православная молельная комната, в другой — какая-то иная. Появится дискриминация в отношении тех учеников, чьи семьи не исповедуют эти религии, тем более если их мало и они являются меньшинством». По его словам, «государственная школа должна воспитывать дух единства у всех с разным отношением к религии вне зависимости от национальности», а появление молельных комнат может привести к тому, что «детей будут разделять на представителей разных религиозных направлений».
«Нужны ли и допустимы ли в школах молельные комнаты? Как вы относитесь к идее вернуть школьную форму?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Священник Андрей Постернак
директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
Предложение о введении школьной формы, по-моему, вполне разумно. Это норма для каждого уважающего себя учебного заведения. Это до сих пор принято на Западе, и у нас это было принято и до революции, и в советские годы. Форма позволяет чувствовать себя членом единой команды, а это очень важный воспитательный момент. И как директор школы, в которой форма существует уже продолжительное время, я должен сказать, что это положительный опыт. Другое дело, что, наверное, не может быть единой формы для всех школ нашей страны.
Вопрос о молельных комнатах связан с более серьезной проблемой. Речь идет о соблюдении прав верующих, учащихся в государственной школе. Если говорить о православных, составляющих большинство в нашей стране, то с ними не считаются в очень многих вопросах. Достаточно упомянуть, например, питание в постные дни или учебные программы, составленные со светской, а в нашем понимании — с атеистической, позиции. Учебный режим часто не согласуется с церковными праздниками и т.д. Здесь уже речь должна идти о дискриминации по религиозному признаку.
А конфессиональные православные школы жестко дискриминируются в финансовом плане. Их финансирование в два раза меньше по сравнению с государственными школами — хотя в них, очевидно, учатся дети тех же налогоплательщиков.
Вопрос о молельных комнатах для представителей традиционных конфессий нашей страны, я думаю, вполне можно решить положительно. Дети, их родители и администрация школы вполне могут решить эту проблему по взаимному согласию.
Священник Алексий Агапов
настоятель храма Архангела Михаила г. Жуковского Московской области
Я не против школьной формы. Только бы образование не падало ниже плинтуса. Только бы не забыли, что образование — это живой творческий процесс, да платили бы учителям достойные зарплаты. Форма — все-таки не главное в школе.
Неплохо, наверное, чтобы были в школах и молельные комнаты. Лишь бы это не стало очередной показухой в духе всеобщей политкорректности и только для галочки в отчете. Думаю, что все эти вопросы заинтересованные стороны — и дети, и их родители, и учителя — могут решить полюбовно. Тем более, что для нашей школы в ее нынешнем состоянии это далеко не самые важные вопросы.
Священник Андрей Алексеев
клирик храма святой мученицы Параскевы Пятницы в Качалове
Предложение о введении школьной формы я всецело поддерживаю. Она и дисциплинирует, и вызывает чувство уважения. Это, в общем, вопрос культуры.
Что касается молельных комнат, то это серьезная тема для обсуждения. Я не согласен с мнением, что это может разделять учащихся — но, конечно, во внимание нужно принять массу факторов. Это и местные традиции, и процентное соотношение представителей разных конфессий, и региональные особенности. Но найти решение, которое всех устраивало бы, по-моему, возможно.
В любом случае нельзя препятствовать человеку обращаться к Богу. Если есть в школе такая возможность — иметь молельные комнаты для представителей традиционных для нашей страны конфессий, — то почему бы и нет. Вспомним, что в свое время домовые храмы при учебных заведениях были нормой. А мы что сейчас мудрее и благоразумнее наших предков? Не будем также забывать, что и сейчас православных в нашей стране все-таки большинство.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)
заместитель декана факультета церковного служения Российского православного университета
Наличие молельных комнат в школах, по-моему, не является целесообразным. Если ученик хочет помолиться, он может вполне это сделать тайно, про себя, перед уроком или во время занятия прочитать молитву так, что об этом никто не узнает, и никого он этим не смутит. Я сам так делал, когда учился в школе, и для меня не нужна была специальная комната. Даже если учащийся осенит себя знамением Креста, то и в этом случае ничего предосудительного не будет. Если же ученик хочет прибегнуть к Таинствам Церкви, это логичнее сделать в храме.
Что касается школьной формы, то эта инициатива вполне разумна и обоснованна. Ученикам необходимо прививать дисциплину, даже и по отношению к своему внешнему виду, от навыков внешней дисциплины прививаются навыки дисциплины внутренней. Это практикуется во многих образовательных учреждениях и в вооруженных силах. В этом ничего предосудительного нет и быть не может.