Учёные Института Пушкина рассказали о плюсах и минусах чтения c экрана
Фото: Shutterstock |
Об этом сообщает портал Мел.фм.
Первые эксперименты, проведенные в 1980–90-х годах, показывали, что с экрана люди читают медленнее, чем с бумаги. В нулевые годы эта разница начала нивелироваться: специалисты собирали данные о том, что нет существенных отличий в скорости между чтением с бумаги и с экрана. А уже в 2010-х годах появляется все больше свидетельств ускорения цифрового чтения. Например, в одном из экспериментов, проведенных в 2018 году, выяснилось, что российские школьники 12–14 лет читают электронный текст быстрее, чем его бумажный аналог.
По мнению специалистов, на скорость чтения влиял и носитель текста: вряд ли получалось быстро читать с неудобных, больших и темных экранов 80–90-х годов. Но дело не только в удобстве гаджетов, но и в привычках, которые сформировались у людей из-за постоянного контакта с экраном.
Пролистывание текста на экране, скольжение по тексту в поисках нужной или интересной информации — всё это влияет на скорость чтение. Еще в 1998 году писатель Умберто Эко говорил: «Новое поколение детей из-за компьютера научилось читать с дикой скоростью, и сейчас тинейджер читает быстрее, чем профессор университета, — вернее, профессор читает медленнее, чем тинейджер».
Тем не менее, несмотря на плюсы быстрого чтения, у него есть и обратная сторона.
Когда ученые изучили феномен скорочтения, оказалось, что даже самые лучшие скорочтецы не могут работать с текстом на высоких скоростях, сохраняя при этом достаточное понимание текста. Вуди Аллен говорил: «Я окончил курсы скорочтения и прочел "Войну и мир" за двадцать минут. Там что-то про Россию».
Техники скорочтения во многом похожи на механизмы цифрового чтения. В зарубежных исследованиях накоплены свидетельства того, что в цифровой среде мы склонны читать поверхностно: скорее не читать, а просматривать текст, скользить по нему взглядом, иногда останавливаясь на важных фактах.
Таким образом отрабатываются два типа чтения: просмотровое и поисковое. А развитию изучающего, аналитического чтения, которое требует вчитывания в смысл текста, внимания к причинно-следственным связям, образам, потребление текста с экрана не способствует.
Фото: Shutterstock |
«Если сравнить наши читательские умения с физической подготовкой, то получится, что мы неосознанно накачиваем одни мышцы, в то время как другие ослабевают. Эволюционируем в чтении как страусы: сильные ноги и недоразвитые крылья. Исследователи сходятся в том, что важно осознавать особенности взаимодействия с онлайн-текстами, чтобы уметь их грамотно использовать и преодолевать ограничения формата», — отмечает руководитель проекта, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина Мария Лебедева.
По ее словам, сейчас нужно прилагать отдельные усилия, чтобы научиться замедляться, погружаться в текст, читать аналитически. Это относится не только к детям, но и ко взрослым: хотя лонгитюдных исследований пока нет, есть частные свидетельства того, что привычка читать короткие цифровые тексты может влиять и на читательские навыки взрослых. Например, образованные взрослые сетуют на то, что больше не способны читать объемные произведения вроде «Войны и мира» или даже длинного поста в блоге.
Но есть и хорошие новости, отмечает Мария Лебедева. Во-первых, хоть цифровое чтение действительно заняло значительное место в нашей жизни, оно не вытеснило бумажных книг — по крайней мере, когда речь идет о чтении художественной литературы, чтении для удовольствия и чтении для учебы. А во-вторых, есть основания полагать, что существуют специальные техники или действия, основанные на читательской осознанности, которые помогают преодолеть ограничения цифровой среды.
В науке такие сознательные действия называют метакогнитивными стратегиями. Например, важной метакогнитивной стратегией является умение настраивать скорость чтения в зависимости от цели, типа текста, сложности текста и других условий. Использованию этих стратегий можно научиться. А чтобы знать, какие именно стратегии приводят к более эффективному чтению, нужны исследования.
Как раз такими исследованиями и занимаются специалисты Института Пушкина. По их словам, сейчас не хватает знаний о том, как работают с цифровыми текстами именно русскоязычные школьники: большинство публикаций по этой теме изучали носителей других языков и представителей других читательских традиций.
Тем не менее российским учёным удалось установить некоторые особенности читательского поведения детей и подростков. Оказалось, что чаще всего школьники 7–11-х классов все-таки взаимодействуют с текстами на экране. Любопытно при этом, что это занятие они и не считают чтением.
«В глубинных интервью на вопросы о чтении наши респонденты отвечали про книги или учебники. Нам приходилось отдельно подчеркивать, что тексты в социальных сетях или мессенджерах мы тоже читаем и это тоже достойно обсуждения и изучения», — рассказывает Мария Лебедева.
Фото: Shutterstock |
При этом школьники неплохо разбираются, какую информацию лучше читать в бумажном варианте, а какую — в цифровом. Если речь идет о досуговом чтении, то есть чтении для удовольствия, дети отдают однозначное предпочтение бумажным книгам. Для получения учебной информации, по их мнению, одинаково хороши и бумажный, и цифровой носители. А еще для школьников оказался актуальным формат распечаток: если важная для учебы информация есть в интернете, ее распечатывают и затем работают с ней.
Мария Лебедева отмечает еще один важный вывод: «Школьники хорошо осознают особенности цифрового чтения. Наши респонденты замечают, что быстрее читают с экранов, чем с бумаги, но и быстрее забывают прочитанное. При этом говорят, что именно экранное чтение помогает, когда нужно узнавать конкретные факты, искать выделять из текста что-то определенное. В целом дети очень здорово чувствуют разницу между форматами: их самоотчеты очень точно совпадают с выводами ученых».
Более подробно результаты первого этапа исследования представлены в научной статье.
Сейчас специалисты Института Пушкина сосредоточились на том, чтобы посмотреть, как в реальности школьники работают с разными типами цифрового текста; какие стратегии цифрового чтения используют и какие из этих стратегий приводят их к успешному пониманию текста. Это поможет им сформулировать рекомендации по обучению цифровому чтению, важные для современной реальности.
***
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина — ведущее российское учебное и научное заведение, занимающееся проблемами преподавания русского языка как иностранного.Основан в 1966 году как Научно-методический центр русского языка при МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1974 году стал самостоятельным учебным заведением. С 1998 года имеет статус государственного вуза.