Изгнать культурное разнообразие
Справедливо и обратное: каковы мы, такой будет и наша культура. Меняя культуру, можно изменить нас. Меняя самих себя, можно изменить культуру.
Важнейшими функциями культуры являются образовательная и воспитательная. При этом не следует считать, что образование и воспитание полностью перекрываются теми институтами, которым данные функции доверены обществом — например, школой, семьей, Церковью. Нас образует и воспитывает весь массив смыслов, представленный в культуре. Все, с чем мы пересекаемся, воздействует на нас.
Сейчас в нашем обществе культура организована в соответствии с моделью «культурного магазина». Предполагается, что любые элементы культуры, образцы и ценности, разрешенные законодательством, имеют возможность быть представленными на равных основаниях. Человек же волен выбрать себе то культурное содержание, которое считает нужным.
Однако возможность выбора является благом только при условии, если выбор делается осознанно и ответственно. Не всякий взрослый человек способен на такой выбор, что уж говорить о детях. Дети не обладают достаточным ценностным ядром, чтобы выбирать только лучшее в окружающем их «культурном магазине». Дети уязвимы. Их восприятие преимущественно эмоционально. Они воспринимают и принимают из окружающего культурного пространство гораздо больше различных элементов, чем взрослый человек, имеющий уже сложившиеся культурные фильтры.
Дети не способны защитить себя от низкопробных и опасных элементов культуры. Поэтому обеспечение культурной безопасности детей — это задача для взрослых. Общество не должно оставлять ребенка один на один с витриной «культурного магазина», а поэтому данная модель должна быть отвергнута. Ребенок должен получить четкие ориентиры, какие культурные образцы являются достойными, а какие — следует оставлять без внимания. Иными словами, должна существовать государственная политика, артикулирующая позицию государства и общества в отношении содержания культуры.
Между тем на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект «О культуре в Российской Федерации» (№617570-5). Базовым принципом этого законопроекта является культурное разнообразие. Именно культурное разнообразие объявляется целью государственной политики, то есть чем шире ассортимент «культурного магазина», тем лучше, без какой бы то ни было привязки к качеству представленных «культурных ценностей». Для наилучшего обеспечения культурного разнообразия государству предлагается обеспечить равные возможности для продвижения любых «культурных ценностей».
Таким образом данный законопроект — попытка законодательно закрепить существующую опасную ситуацию. Сохранив в тексте закона культурное разнообразие в качестве основой цели государственной политики, мы оставляем наших детей без надлежащей защиты. Никакие точечные действия, отфильтровывающие наиболее опасные проявления, исправить ситуацию не могут, поскольку фронт негативного воздействия на детей гораздо шире. Закон следует переписать, включив в его текст положения, ограничивающие государственную поддержку исключительно традиционными ценностями российской культуры. Без государственной поддержки сомнительные и опасные культурные инновации, скорее всего, так и останутся маргинальными. А приоритет традиционных ценностей позволит обеспечить наилучшие условия их восприятия подрастающим поколением.
Если мы этого не сделаем, нас ожидает культурная и даже национальная катастрофа. Культурная среда наших детей будет стремительно деградировать, и довольно скоро очередное поколение, вступив во взрослую жизнь, уже не сможет воспроизводить необходимый нравственный и культурный минимум для поддержания жизнеспособности российского государства. Наша задача — не допустить этого.