Пророк Иеремия: о нравственном кризисе, Иерусалиме и Новом Завете
Микеланджело «Пророк Иеремия» |
Иеремия родился в семье левитов, т.е. священников, в 4-х километрах от столицы, города Иерусалима. По традиции он должен был стать священнослужителем, однако в 20 лет стал пророком. Видимо, обладая чутким сердцем и чистой душой, он был одним из немногих, кто мог реально смотреть на вещи и правильно судить о происходящем, не стремясь ни к известности, ни к богатству .
Таких людей в среде еврейского народа было немного, и их называли пророками - призванными посланниками Бога. Пророки были своего рода «совестью нации»: они прямо говорили соотечественникам об их недостатках и пороках, чтобы те признали свои ошибки, раскаялись и начали вести праведную жизнь.
Несмотря на высокий титул божьих посланников, большинство иудеев к пророкам относились враждебно: мало кому понравится, когда его постоянно обличают, да еще и советуют делать совершенно непонятные вещи!
Так было и с Иеремией. С молодости он всей душой переживал за свой народ, за то, что по своей вине он так несчастен. От евреев требовалось только одно - доверие к данным Богом заповедям и выполнение этих несложных жизненных правил: не убивай, не кради, уважительно относись к родителям, не лги на суде... К чему нужны были пышные богослужения и сложные обряды, если в сердцах евреев не было искренней веры и мира?
Евреи вырезали из дерева и камня многочисленных идолов, тратили деньги на жертвы божествам разных народов и вместо тихого домашнего мира стремились к политической власти.
В то время на Востоке было три мощных державы: Ассирия, Вавилон и Египет. Эти военные гиганты боролись между собой, а маленькое еврейское государство (разделенное на Северное - Израиль и южное - Иудею) вынуждено было находиться под властью того, которое становилось лидером.
С самого начала своей проповеди Иеремия говорил, что победа будет за Вавилоном, а многих иудеев угонят в плен на 70 лет. Немногие поверили в победу молодого Вавилона, однако он действительно сокрушил сначала Ассирию, а потом Египет.
Пока шли войны между этими тремя державами, иудейские правители делали попытки сохранить независимость, но безуспешно. Когда же верх одержал Вавилон, Иеремия прямо заявил, что дело еврейского народа - не война и не политические интриги, а стремление к нравственной жизни и чистой вере. Если политически евреи подчинятся Вавилону, в этом не будет ничего страшного. Зато они сохранят свои традиции и все равно останутся евреями. А вот если они предадут веру отцов, откажутся от Бога и нравственно подчинятся вавилонянам, это будет настоящая катастрофа.
Свои соображения Иеремия продиктовал своему ученику, и тот зачитал их в присутствии иудейского царя. Царь был взбешен: ему предлагают сдаться на милость врага и где-то там подпольно читать молитвы, славить Бога? А как же честь полководца? Да этот Иеремия - предатель, агент Вавилона! И царь сжег послание Иеремии, а его самого приказал заковать в колодки и поставить у позорного столба.
Несмотря на это Иеремия продолжал настаивать на том, чтобы Иудея сохраняла политическую верность Вавилону, и как вавилонского шпиона его заточили в тюрьму. А иудейские правители пытались изыскать возможность добиться для своего государства независимости (хотя и в тюрьме Иеремия упорно твердил, что главное - внутренняя свобода).
Как и предсказывал пророк, иудеев постигла катастрофа. Вавилоняне пробили брешь в городской стене, ворвались в Иерусалим, разрушили Храм и дома. Пока длилась блокада Иерусалима и после, когда многих его жителей угнали в плен (который, как и предсказывал пророк, продолжался 70 лет), в городе был такой голод, что женщины варили и ели своих детей.
Картина разрушенного Иерусалима поразила Иеремию. С детства он видел очертания этого прекрасного города, живя всего в 4-х км от городской стены. С юности ходил по его улицам и со слезами на глазах пытался втолковать своим согражданам самые простые истины. И вот теперь он увидел, как этот город был разрушен руками врагов, словно пышная виноградная кисть, растоптанная загорелыми ногами винодела.
"Разрушение Иерусалима",Роберти Эрколе |
В отчаянии он излил свою боль по разрушенному Иерусалиму в поэтическом тексте, который в Библии носит название «Плач Иеремии».
Пророчества и поучения Иеремии, произнесенные им в разное время, были собраны, по всей вероятности, его учеником и секретарем Варухом и объединены в одну Книгу пророка Иеремии.
Среди всех прочих предсказаний в этой книге есть следующее:
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый завет - не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской; тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (31:31-33).
В православных храмах этот отрывок из Книги пророка Иеремии читают на Рождество .