Русские американские художники
|
Борис Шаляпин. Мохаммед Али. 1963 |
Организаторы провели кропотливую работу и собрали произведения около сорока авторов (большая часть картин впервые экспонируется в России). Художники отбирались по следующему принципу: все они долгое время жили и работали в Америке. Некоторые эмигрировали в США еще до Второй мировой войны. Тема России в их творчестве прослеживается до начала шестидесятых годов. Другие попали в американскую среду детьми. Их творчество, относящееся ко второй половине XX века, связано с авангардными течениями. Это Макс Вебер, Арчил Горки, Марк Ротко, Луиза Невельсон (в честь которой еще при жизни назвали площадь на Манхэттене). Многие из них уже не причисляли себя к русским, считая себя американцами.
Давид Бурлюк. Портрет профессора Рериха, первого председателя объединения «Мир искусства». 1929 |
Особенно
ценной для российской публики является
возможность увидеть полотна мастеров,
уже успевших обрести известность и создать
свой художественный мир еще на исторической
родине. Таковыми являются Давид Бурлюк,
знаменательная фигура русского футуризма,
а также Николай Фешин, Алексей Арапов,
Борис Анисфельд, Павел Челищев.
Ценители
живописи увидят на выставке полотна художников,
совсем не знакомых широкому кругу зрителей
в России. Это поколение эмигрантов, покинувших
страну из-за еврейских погромов. Например,
Бен Шан, родившийся в Литве (его отец был
сослан в Сибирь, в 1906 году семья эмигрировала
в Америку).
Организаторы выставки упомянули, что от идеи до реализации выставки прошло около десяти лет. Проект, действительно, очень масштабный и многогранный: даже представленные на выставке шесть полотен Ротко сами по себе могли бы составить отдельную экспозицию.
Борис Анисфельд. Женщина на пляже. 1920-е |
Концепция выставки «Американские художники из Российской империи» построена не на содержании творчества художников, которое целиком могло бы быть обусловлено их российским происхождением. Они выходцы из России, но между тем признаны в культурном международном контексте как американские художники. На выставках подобного уровня интересно проследить взаимодействие культур, их взаимопроникновение и формирование больших международных течений в искусстве.