Рассказать о религии духовно и нравственно. Возможно?
Екатерина Скульская, филолог, преподаватель итальянского языка,
прихожанка католического храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в
Нижнем
Новгороде, мама двоих детей.
- Есть вещи, которые ребенок должен познавать в семье: то, что касается семейной жизни, интимных отношений, религии. Ребенок перенимает ценности папы с мамой - значимых для него взрослых, и мне бы очень не хотелось, чтобы случайный взрослый занимался воспитанием моих детей именно в этих вопросах. Сложно найти хорошего педагога, который смог бы грамотно вести предмет по основам религии: нужна очень серьезная подготовка.
Когда я училась на филфаке, один преподаватель ввел курс «Библейские мотивы», будучи атеистом. Историк, кандидат наук, тем не менее делал много ошибок, мог позволить себе полемические заходы, например: «Какие нехорошие к нам пришли католики в конце XIX века». Все это смешно, потому что католики в России появились гораздо раньше. Из-за недостаточной подготовки преподавание было низкого качества.
Нельзя допускать, чтобы такое происходило и в школах, тем более что в случае с религиозными предметами в школе практически неизбежны полемические моменты. Если я как человек считаю что гомосексуализм - это грех, я не смогу, будучи преподавателем, говорить, что гомосексуализм - это нормально. Если я православная, то я не смогу говорить, что иудаизм - это хорошо, серьезно и замечательно. Потому что для любого верующего человека его вероисповедание - это единственная истина.
Конечно, не все дети получают религиозное образование в семье. Но ведь у ребенка есть много возможностей услышать благую весть, и для этого вовсе не нужно вводить специальный предмет в школе. Я знаю много случаев, когда дети из неверующих семей приходили на богослужения, начинали посещать воскресные школы и т.д. Вы знаете, я и мой муж - дети из неверующих семей, наши родители пришли к вере намного позже, чем мы. Школа здесь совершенно не при чем.
«ТД»: А как Вы считаете: заявление Д. Медведева о поддержке этого курса в школах - это действительно прорыв, и новый предмет будет введен?
- Я боюсь, что да! Мне кажется, что, когда об этом говорилось где-то полтора - два года назад, нам просто дали возможность помуссировать эту тему, чтобы интеллигенция, как говорится, «спустила пары». А вот теперь нам придется реально столкнуться с новым предметом. Меня еще очень беспокоит, что дети должны будут между собой громко заявить: «я иудей», «я католик», «я православный». Даже если будут дисциплины по выбору, ребенку все равно придется объяснять другим детям, почему он выбрал именно этот предмет. И здесь кому-то придется покривить душой, а кто-то просто пойдет «за стадом», чтобы быть «как все».
Курс истории мировых религий - это было бы очень хорошо. Но он также требует серьезно подготовленных преподавателей, а не тех, кто прошел курсы за два-три месяца. Если у нас хватит специалистов - замечательно. Но я в этом сомневаюсь.
Муфтий Пермского края Хузин Мухаммедгали:
- Пермский Муфтият одобряет и приветствует заявление президента о введении в школах России курса духовно-нравственного воспитания. Еще когда речь шла о введении в школах Основ православной культуры, мы целиком поддерживали эту инициативу, потому что крайне важно знать культуру и религию страны, земли, на которой ты живешь.
Большинство населения России исповедует православие, и мы считаем, что поэтому мусульмане должны знать основы этой религиозной традиции и культуры. Ведь если ты знаешь, какую религию исповедует твой сосед, и понимаешь, на чем основано его мировосприятие, тебе легче понять его и избежать возможных конфликтов.
Очень важно, что инициатива с введением этого нового предмета не противоречит Конституции. Также, на наш взгляд, большое значение имеет тот факт, что преподавать будут не священники, а светские учителя. Это послужит гарантом некоей объективности преподавания.
Конечно, могут возникнуть трудности с подготовкой достаточного количества преподавателей, но не надо бояться сложностей: если мы не будем пытаться что-то сделать, у нас тем более ничего не получится.
Я не считаю, что необходимость выбирать один из трех предложенных предметов и заявлять перед товарищами о своем выборе будет причиной для конфликтов. В конце концов, если ребята к моменту введения нового предмета не подрались между собой из-за того, что они принадлежат разным национальностям или конфессиям, не думаю, что они поругаются теперь. Скорее наоборот: изучив основы веры и культуры соседа, ребенок сможет лучше его понять и уважительно относиться к его традиции.
Кстати, у нас уже есть опыт преподавания в школах основ мусульманской культуры. И есть опыт преподавания в некоторых школах основ православной культуры. Мы обменивались друг с другом опытом преподавания, так что, полагаю, возможные трудности преодолимы.
Важно, чтобы новый предмет послужил не к расколу, а, напротив, к примирению и взаимному узнаванию представителей тех разных религий и национальностей, которые исконно живут на территории Российской Федерации.
Главный Раввин Бухарской Еврейской общины Москвы проф. Александр Лакшин:- Это хорошая инициатива, шаг в правильном направлении для решения той проблемы, которая висит уже довольно давно, потому что оставлять подрастающее поколение вообще без каких-либо знаний о религии в наше время неправильно.
Я полагаю, что она имеет больше шансов на успех, чем более раннее предложение о введении основ православной культуры. Как раввин, считаю, что не учитывался очевидный факт: население России по своему составу полиэтнично и поликонфессионально.
Ключевой тезис в заявлении президента - обязательное соблюдение фундаментальных конституционных положении: гарантии свободы совести и вероисповедания. Также очень значимый момент - проведение соответствующей общественной экспертизы нового курса.
Важно, что у школьников есть выбор из трех предметов: основы одной из 4-х традиционных религий (православие, ислам, иудаизм, буддизм), общий курс по истории традиционных конфессий или светская этика. Безусловно, остаются какие-то группы, религиозные интересы и традиции которых не охвачены в предлагаемом курсе, но, в целом, среди населения они составляют очень малую долю. Я думаю, что при наличии названных президентом качеств - открытость, деликатность, доброжелательность и терпение - интересы этих семей тоже можно будет учесть в частном порядке.
Важно, что преподавать эти предметы будут светские педагоги. С одной стороны, не все конфессии смогли бы направить в школы достаточное количество преподавателей-священнослужителей. С другой стороны, ни один священнослужитель, если он честный, человек, не может быть объективным. Он наставник верующих именно этой конфессии, и в его представлении она самая правильная. Если он думает иначе, значит, этот человек не искренний и его вообще нельзя допускать к такой работе.
Светский преподаватель, если он профессионал, вполне способен, пройдя соответствующие курсы повышения квалификации, дать детям основы знаний. Здесь, все упирается в грамотную подготовку методических пособий, при написании которых обязательно надо советоваться со священнослужителями.
На пути реализации инициативы о введении этого предмета встретятся трудности. Ключ к решению данной проблемы - качества, о которых говорил президент - открытость, деликатность, доброжелательность и терпение.
«ТД»: Не кажется ли Вам, что при выборе предмета может возникнуть ряд сложностей: кто-то из школьников пойдет «за стадом» и будет учить то, что ему совсем не нужно, а кто-то станет «белой вороной», единственным в своем выборе?
- Конечно, для школьников чрезвычайно важно мнение сверстников, т.к. существует - и сильно - давление коллектива. Но нельзя закрывать глаза на эту проблему. Отвечу словами Любавичского Реббе Менахем-Мендла Шнеерсона. Он говорил, что человек, который занимается не своим делом, приносит двойной ущерб: он не делает то, что должен бы делать и делает то, чего он не должен делать, т.е. занимает чье-то место. Чтобы преодолеть трудности, нужно работать не только с детьми, но и с их семьями.
Задача нового предмета - не обострить конфликты, а воспитать толерантность - признание того факта, что другой человек, будучи равным тебе, может быть не во всем таким, как ты.
Этот предмет касается самого сокровенного, что есть в человеке, поэтому здесь нужно идти с такой осторожностью, как по болоту, как по минному полю. Поэтому я считаю, что все-таки этот курс нужно вводить не в 4-5 - м, а в более старших классах, например, в 7-8-м. А до этого, начиная с детского сада, что называется, воспитывать в детях понимание того, что люди разные. Есть масса способов, начав с дошкольного возраста, вырастить ребенка в понимании того, что у него есть своя традиция, а у его соседа может быть какая-то другая.
«ТД»: Если в семье ребенок не получает религиозного воспитания?
- В этой ситуации, я бы посоветовал выбрать тот курс, который соответствует происхождению семьи, ее корням, например, если все предки - православные - то выбирай православие. Особую деликатность и такт следует проявить, помогая в выборе детям из многочисленных в России смешанных семей, где родители принадлежат к разным религиозным традициям. Если же мы говорим о религиозной семье, то нельзя допускать ситуации, при которых дома ребенок получает серьезное религиозное воспитание, а в школе ему дают то, что, с его точки зрения, он знал, когда ему было 5 лет. В мире есть примеры того, как эта проблема решается, и, я думаю, что при разработке курса уже имеющийся опыт будет учтен.
Самое главное, что это очень-очень деликатный вопрос, который затрагивает очень тонкие сферы. И, я думаю, уместно закончить это интервью цитатой из Достоевского о том, что высшая гармония не стоит слезинки хотя бы одного только ребенка. Я думаю, что если мы будем об этом помнить, то все, с Божьей помощью, будет хорошо.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Косьмы и Дамиана в Шубине.
- Я думаю, что введение такого предмета, конечно, нужно, но важно, чтобы были хорошие учебники. Подготовить хороший учебник по крайней мере для 5 класса и параллельно выпустить хорошее пособие для учителей вполне возможно. Вселяет надежду то обстоятельство, что Святейший Патриарх Кирилл берет составление этих учебников под свой контроль. Думаю, что это будет очень хорошо. Там есть хорошие силы. Но главное, чтобы это служило примирению и узнаванию разными религиями друг друга.
Конечно, знакомство с христианством, с христианским Священным Писанием, с историей христианской Церкви, и в частности, Русской Церкви, конечно очень важно не только для верующих, но и для всякого культурного человека. Точно так же, как для нас, православных христиан, важно знакомится и с иудаизмом, из которого, собственно, вышло христианство, и важно знакомится с исламом, так как. рядом с нами живет множество людей, которые принадлежат к этой религии.
Но важно (как я прочитал об этом в Интерете), что новый курс будет вводиться постепенно, без навязывания, и что преподавать будут светские люди. Можно приглашать священников на какие-то встречи, собеседования, праздники и т.д. Но, когда батюшка будет вести постоянно, тут могут быть разные не очень хорошие моменты. Остается только молиться об этом начинании и пожелать этому, чтобы оно действительно обрело такие конкретные и перспективные формы.
Ведь если мы будем говорить, что только мы православные спасаемся, а остальные будут в аду гореть, то тогда примирения ждать не приходится. Но если мы будем говорить, что каждый человек призван устанавливать свои отношения с Богом, думать о вечном и с уважением относиться к вере других людей, если их действия не противоречат Уголовному кодексу, то от этого будет только хорошо.