В России появилась Ассоциация учителей-словесников

В России создана Ассоциация учителей-словесников, главной целью которой станет борьба с безграмотностью. В задачи нового объединения будет входить экспертиза учебников и правовая защита педагогов. При этом Ассоциация не собирается разрабатывать единую концепцию пособия по русскому языку, а только попытается выработать единые подходы к его преподаванию.
В учредительном съезде Ассоциации, который прошёл в Москве на площадке Московского государственного педагогического университета, приняли участие более 250 делегатов из 82 регионов страны, сообщает «Российская газета». Учителя собрались для того, чтобы попытаться выработать единые подходы к преподаванию русского языка и поддержать учителей-словесников, которые оказались в сложной ситуации: грамотность школьников и интерес к русскому языку и литературе катастрофически падают.

«В задачи Ассоциации будет входить также экспертиза учебников, правовая защита педагогов. Ещё одна цель — создание единого методического пространства. Но о единой концепции учебника по русскому языку или подготовке такого учебника речь не идёт. Хотя, безусловно, 250 книг по русскому языку, литературе и литературному чтению, которые сейчас входят в перечень, слишком много и представители министерства, выступая на съезде, подчеркнули, что список учебников, скорее всего, сократится», — рассказала делегат съезда из Барнаула завуч школы №59 Ирина Филиппова.

В России сейчас около ста разных ассоциация учителей-словесников. Они есть почти в каждом регионе и, конечно, останутся. Но реальные полномочия и право голоса при принятии важных решений будет, видимо, у Всероссийской Ассоциации. Её председателем выбран учитель русского языка и литературы московской школы 1400 Роман Дощинский.

По последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста Россия среди 65 стран заняла 41-е место, хотя ещё недавно была на 27-м.

«Выпускники плохо справляются с пунктуацией, не выделяют деепричастные и причастные обороты, вводные слова; не знают, как ставить знаки препинания в сложном предложении. Школьники путают разряды местоимений, служебные части речи. В целом теорию наши школьники знают довольно хорошо, но беда в том, что с реальной грамотностью дела обстоят гораздо хуже», — рассказал завкафедрой русского языка и литературы Таганрогского пединститута Андрей Нарушевич.

Впрочем, ЕГЭ они сдают с каждым годом всё лучше и лучше. Если в 2012 году в России было 1697 стобалльников, то в 2013-м 100 баллов получили 2523 ученика. Правда, часть работ потом была аннулирована, но значительно это картину не изменило. А вот результаты Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе дают совсем иную пищу для ума. На последней Всероссийской олимпиаде по литературе самую высокую оценку получил десятиклассник из Москвы Михаил Кипнис, который набрал всего 133,5 балла из 150 возможных.

Политики в пылу борьбы за русский язык предлагают отказаться от заимствований. Владимир Жириновский, например, считает, что слово «дилер» надо заменить на «посредник», «перфоманс» — на «представление», «бутик» — на «лавку», «мутон» — на «овчину», а «бар», «ресторан» и «кафе» — на русское слово «закусочная».
Школы тоже всячески подчёркивают, что борются за чистоту языка и пытаются всеми силами привить к нему любовь. Сочинения «За что я люблю русский язык» дети начинают писать чуть ли не с первого класса. Разумеется, под диктовку родителей, которые перед этим усиленно копаются в интернете.

По мнению проректора Института русского языка им. А.С. Пушкина Галины Левиной, единственный путь к грамоте — текст перед глазами. «Когда человек читает, то перед ним всё время грамотное написание слов. Если много читаешь, то и писать будешь хорошо, правильно. Но беда в том, что современные дети вообще ничего не читают. Заставить их не удаётся, чтобы заинтересовать чтением, педагогическому сообществу придётся искать и пробовать какие-то новые способы», — сказала Левина.

Она добавила: «У книги как у способа развлечься очень сильный соперник — интернет, а школа виновата перед детьми в том, что она их перестала учить думать, размышлять над чувствами и судьбами литературных героев, сопереживать. Школу и родителей беспокоит ЕГЭ. Дети больше не учат стихи, так как школьная программа этого не требует. Следствием становится эмоциональное обеднение. Чтение перестало быть удовольствием. Общие для всех знания по литературе перестают быть общими. Это разобщает нацию. Раньше все знали, что Обломов олицетворяет собой лень и безделье, Коробочка — скупость, а Наташа Ростова — чистоту и юность. А кто сейчас читает Толстого? Мой внук рассказал, что в его классе только треть ребят прочитала "Евгения Онегина" и лишь одна девочка — "Войну и мир"».

«Как быть? Может, нужны какие-то совсем уж фантастические, на первый взгляд, способы преподавания русского языка и литературы, — рассуждает Галина Левина. — Допустим, прекращаем в начальной школе зубрить правила, а всё освободившееся время читаем книги и обсуждаем их. Или переписываем в тетрадь и учим наизусть отрывки из классических произведений. Если мы хотим сохранить уровень грамотности школьников, придётся, наверное, принимать нестандартные решения».


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале