Просмотр информации в интернете ослабляет способность к вдумчивому чтению
Исследователи пришли к выводу, что у современных людей формируется привычка читать текст «по диагонали», что негативно сказывается на способности воспринимать сложные художественные произведения. Однако тренировка мозга поможет сохранить нужные навыки.
У людей, активно пользующихся интернетом, происходит «переформатирование» мозга, в котором формируются новые цепи нейронов, отвечающие за восприятие информации «по диагонали» в интернете, сообщает NewsRu.com.
Этот альтернативный способ конкурирует с традиционными механизмами вдумчивого прочтения, сложившимися за несколько тысячелетий, пояснил журналист Майкл С. Розенуолд.
Когнитивный нейролог из Университета Тафтса (Массачусетс, США), Марианн Вулф, изучающая механизмы чтения, отмечает, что манера поверхностного чтения в течение рабочего дня влияет на людей, когда им нужно более глубоко обрабатывать прочитанное.
В прошлом году Вулф обнаружила, что не в состоянии нормально усвоить текст романа «Игра в бисер» Германа Гессе, который взялась читать после целого дня, проведённого в интернете и за чтением сотни электронных писем. «Пробраться через первую страницу — это была просто пытка. Я не могла заставить себя читать помедленнее — перепрыгивала через строчки, высматривала ключевые слова, организовывала движения моих глаз так, чтобы собрать максимум информации в максимальном темпе. Я возненавидела себя», — рассказала Марианн Вулф.
Головной мозг человека по своей природе не был предназначен для чтения, однако постепенно адаптировался к этому процессу. До появления интернета чтение было преимущественно линейным — страница за страницей.
В Сети же все происходит иначе. Веб-страницы содержат массу разнообразной информации, гиперссылок, видеозаписей рядом с текстом и интерактивных элементов. Поэтому для удобства восприятия мозг ищет «короткие пути»: заставляет человека просматривать страницы по диагонали, вычленять ключевые слова, быстро прокручивать текст вверх и вниз. Такой механизм чтения становится нелинейным.
Исследователи предполагают, что у некоторых людей нелинейный способ чтения вторгается и в другие сферы. «Когда садишься почитать роман, оказывается, что в тебя уже глубоко въелись привычки перепрыгивать, кликать, ходить по ссылкам», — пояснил журналист Эндрю Диллон из Техасского университета. Он отметил, что наблюдаемые процессы стали неизбежным следствием наступления новой эры информационного поведения.
Доводы исследователей подкрепляются практическими наблюдениями. Например, 31-летний финансовый аналитик Брэндон Эмброз упустил из виду несколько ключевых сюжетных узлов прочитанного романа. Он просеивал текст в поисках конкретных моментов, точно так же, как привык делать это с рабочей информацией. «Такое ощущение, что мы больше не созданы для чтения романов», — отметил Эмброз.
Вулф сообщила, что многие современные студенты в США не способны читать классику XIX-XX веков: они не хотят или не могут иметь дело со сложным синтаксисом.
В 2012 году в Израиле был проведён эксперимент: студенты инженерного факультета должны были за ограниченное время прочесть один и тот же текст на мониторе и на бумаге. Студенты полагали, что лучше усваивают информацию с экрана, но оказалось, что с бумажным текстом понимание и изучение идёт легче.
Марианн Вулф посоветовала родителям одновременно учить детей «медленному чтению» бумажных книг и погружать их в мир цифровой информации. Она также отметила, что в итоге смогла осилить роман Гессе, «перенастроив» свой мозг для восприятия сложного текста.
Этот альтернативный способ конкурирует с традиционными механизмами вдумчивого прочтения, сложившимися за несколько тысячелетий, пояснил журналист Майкл С. Розенуолд.
Когнитивный нейролог из Университета Тафтса (Массачусетс, США), Марианн Вулф, изучающая механизмы чтения, отмечает, что манера поверхностного чтения в течение рабочего дня влияет на людей, когда им нужно более глубоко обрабатывать прочитанное.
В прошлом году Вулф обнаружила, что не в состоянии нормально усвоить текст романа «Игра в бисер» Германа Гессе, который взялась читать после целого дня, проведённого в интернете и за чтением сотни электронных писем. «Пробраться через первую страницу — это была просто пытка. Я не могла заставить себя читать помедленнее — перепрыгивала через строчки, высматривала ключевые слова, организовывала движения моих глаз так, чтобы собрать максимум информации в максимальном темпе. Я возненавидела себя», — рассказала Марианн Вулф.
Головной мозг человека по своей природе не был предназначен для чтения, однако постепенно адаптировался к этому процессу. До появления интернета чтение было преимущественно линейным — страница за страницей.
В Сети же все происходит иначе. Веб-страницы содержат массу разнообразной информации, гиперссылок, видеозаписей рядом с текстом и интерактивных элементов. Поэтому для удобства восприятия мозг ищет «короткие пути»: заставляет человека просматривать страницы по диагонали, вычленять ключевые слова, быстро прокручивать текст вверх и вниз. Такой механизм чтения становится нелинейным.
Исследователи предполагают, что у некоторых людей нелинейный способ чтения вторгается и в другие сферы. «Когда садишься почитать роман, оказывается, что в тебя уже глубоко въелись привычки перепрыгивать, кликать, ходить по ссылкам», — пояснил журналист Эндрю Диллон из Техасского университета. Он отметил, что наблюдаемые процессы стали неизбежным следствием наступления новой эры информационного поведения.
Доводы исследователей подкрепляются практическими наблюдениями. Например, 31-летний финансовый аналитик Брэндон Эмброз упустил из виду несколько ключевых сюжетных узлов прочитанного романа. Он просеивал текст в поисках конкретных моментов, точно так же, как привык делать это с рабочей информацией. «Такое ощущение, что мы больше не созданы для чтения романов», — отметил Эмброз.
Вулф сообщила, что многие современные студенты в США не способны читать классику XIX-XX веков: они не хотят или не могут иметь дело со сложным синтаксисом.
В 2012 году в Израиле был проведён эксперимент: студенты инженерного факультета должны были за ограниченное время прочесть один и тот же текст на мониторе и на бумаге. Студенты полагали, что лучше усваивают информацию с экрана, но оказалось, что с бумажным текстом понимание и изучение идёт легче.
Марианн Вулф посоветовала родителям одновременно учить детей «медленному чтению» бумажных книг и погружать их в мир цифровой информации. Она также отметила, что в итоге смогла осилить роман Гессе, «перенастроив» свой мозг для восприятия сложного текста.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале