Не в той очереди стоите, гражданка!
Те, кто посетил выставку в октябре, знают, что и тогда были очереди, просто это не освещалось в СМИ. Фото — anews.com |
Пока одни искали причины популярности выставки, а другие ликовали о найденной русской духовности, многие решили, что истоки шумихи — в том, что в последнюю неделю работы экспозицию посетил Президент РФ. Над людьми, проводившими время в очереди, посмеивались. Обвиняли в ненастоящей заинтересованности: «Кому действительно было интересно, сходили после открытия, а не в последние дни».
Однако те, кто посетил выставку в октябре, знают, что и тогда были очереди, просто это не освещалось в СМИ. А в последнюю неделю выставки мне и моим коллегам написал не один знакомый с просьбой провести внутрь: не успели до пика ажиотажа, бывает.
Некоторые искушённые ценители указывали, что самые известные работы Серова можно увидеть в постоянной экспозиции и что другим, не таким искушённым ценителям, было бы достаточно этих пятидесяти картин вместо двухсот пятидесяти. И всюду муссировалась мысль, что люди пришли на выставку не за искусством, а чтобы «зачекиниться». «В телевизоре сказали, что выставка хорошая, вот народ и ломанулся. До этой выставки вы не замечали зомбированность россиян телевидением? Тупым зомбированным народом легче управлять», — таково мнение одного интернет-пользователя. Некоторые даже отменили запланированный поход на выставку со словами: «Собиралась, но теперь не пойду. Не хочу быть стадом».
«До этой выставки вы не замечали зомбированность россиян телевидением? Тупым зомбированным народом легче управлять» |
Соглашусь, что выломанная дверь не является показателем высокой культуры (хотя она ничего не говорит о посетителях, которые дверь не ломали). Но для меня загадка: когда это авторы уничижительных комментариев успели познакомиться с людьми из очереди и всё про них выяснить? Выставка закрылась, но за подобными репликами проступают очертания нашего коллективного бессознательного, которое неплохо бы осознать, чтобы ориентироваться в похожих ситуациях.
Первая черта коллективного бессознательного — поиск собственной индивидуальности. Её ищет каждый из нас, признаётся он в этом или нет. Этот поиск он может принимать разные формы: от «я вся такая внезапная, такая противоречивая вся» до необычных увлечений и походов на концерты. И всё хорошо, пока к таким исканиям не примешивается снобизм.
Думаю, что базовая потребность в поиске себя пронизывает всю культуру XX века. Возникло понятие массовой культуры — и сразу же, в противовес ей, элитарной. Чем больше глобализация захватывает мир, тем больше просыпается интерес к самобытным, не затёртым культурам и традициям, стремление найти в философии народов что-то личное. Когда постмодернисты предложили отказаться от понятий центра и периферии в культуре и в равной степени интересоваться «классиками» и малоизвестными художниками, это тоже было подсознательным желанием обрести уникальное, не замыленное тысячами прочтений.
Эти «тысячи прочтений» часто воспринимаются как признак массового искусства: если что-то популярно, значит, проблемы с качеством, «не буду это смотреть». Но что не так с Пушкиным, Диккенсом, Бальзаком? Что не так с Парижем, ставшим туристической Меккой? С The Beatles? Популярно то, что смогло найти отклик у многих, и далеко не всегда оно примитивно. Желая откреститься от толпы, мы порой рискуем пропустить что-то важное (чем, безусловно, была выставка Серова).
Может, всем вместе полюбить Серова и раз в год потолкаться в очереди — не так уж это и плохо? |
Ещё сложнее, когда мы, считая себя просвещенными, увлечены чем-то — и вдруг обнаруживаем, что оно нравится соседке-бухгалтеру с голубыми тенями и мальчику-хипстеру с селфи-палкой. Они покусились на наше, родное! Успокоить чувство индивидуальности можно, лишь уверив себя, что они-то ничего, совсем ничего не понимают.
Не буду никого осуждать — скажу за себя. Я, во-первых, очень люблю водить на выставки бабушку-пенсионерку, у которой не было времени получать высшее образование. Мне интересны её наблюдения — свежие, непосредственные, свои, а не сформированные искусствоведческой литературой. А во-вторых, люблю слушать экскурсии, которые проводят по выставкам их кураторы: они в любом случае знают больше меня и могут обратить внимание на детали, которые я не заметила. Живые впечатления «дилетантов» и знания специалистов лишают меня права на снобизм. И почему-то мне кажется, что Серова с Парижем хватит на всех, не надо переживать.
Но за глумлением над «очередью на Серова» скрывается ещё одна черта нашего общества: мы крайне поляризованы. За последние годы народ разделился на два противоположных лагеря, которые называют друг друга «ватниками» и «пятой колонной». Нужно ли носить георгиевскую ленточку в память о ветеранах Великой Отечественной, или это способ «сделать вид»? Крым наш или не наш? Олимпиада в Сочи «распилена» или выиграна? Экономический кризис — результат неграмотного управления страной или того, что мы в кольце врагов? В обоих лагерях существуют общепринятые ответы на эти вопросы; любое усложнение позиции, любые полутона воспринимаются почти как измена. И вдруг представители одного из лагерей почувствовали, что они не одиноки в интересе к культуре, что другой стороне Серов тоже симпатичен. Однако вместо радости, что нам ещё есть вокруг чего объединяться, послышались оскорбления.
Хочется сказать: люди! Нас и так разделяет куча проблем. Может, всем вместе полюбить Серова и раз в год потолкаться в очереди — не так уж это и плохо?
Фото на главной — Lenta.ru, фото на слайдере (ноябрь 2015 года) — Visardis' Journal