Инстаграм для человека, а не человек для Инстаграма

Я не понимаю, почему старшее поколение так ругает социальные сети. Точнее, понимаю: они ничего в этом не смыслят.
 
 Фото: Indigital.com.ph

Несколько дней назад я побывала на конференции, посвященной духовному наследию митрополита Сурожского Антония. Если мне захочется поделиться своими впечатлениями, боюсь, я уйду далеко от темы. Достаточно эпитета «потрясающий», который старшее поколение скорее всего почтет избыточным.

В какой-то момент встал вопрос о социальных сетях ио том, насколько сейчас ими поглощена молодежь. Люди старшего возраста стали высказываться — в основномэто были мужчины и клирики, но не только. Чтобы не пересказывать всех, процитирую яркое (и, кажется, не менее избыточное) выражение одного из священнослужителей: «Анафема!» Надеюсь, это все-таки относилось к самим социальным сетям, а не к людям, ими пользующимся.

Но почему?

Как почему? Неужели я, представитель поколения миллениалов, глубоко вовлеченных в цифровые технологии, не знаю, почему социальные сети —это зло? Знаю, конечно. Когда мой новый айфон периодически сообщает мне, что за прошедшие семь дней я провела в телефоне 19 часов 34 минуты (эта опция называется «экранное время», посмотрите, у вас наверняка есть такая статистика), у меня волосы на голове встают дыбом. Ведь это почти сутки! Причем 8 ч 55 мин — те самые социальные сети, плюс 1 ч 47 мин — книги и справочники, 58 мин — какая-то креативность (наверное, обработка фотографий для тех же соцсетей) и что-то там еще.

Когда мы собираемся с друзьями в кафе, то неизбежно наступает момент, когда все «пропадают» в телефонах. То есть компания живых близких людей все равно нуждается в подпитке извне! Старое правило о том, кто первый берет во время встречи телефон в руки, платит за всех, уже не помогает.

Когда я приезжаю к родителям в их загородный домик, где они проводят большую часть лета, то на интернет приходится тратить времени не меньше, а больше. Потому что связь плохая и все время приходится ее ловить и долго ждать, пока загрузятся фото и видео для того же Инстаграма.

Ну так что же? Остается ли у меня какие-то сомнения по поводу того, что нужно предать социальные сети анафеме? Да, остаются.

Если я откажусь от того же Инстаграма, то не узнаю о том, как идут дела у моей знакомой семьи с пятью детьми (они ждут шестого), которые на год из Санкт-Петербурга переехали в Италию. Кстати, они все семеро — православные христиане. Вы скажете, можно им написать, но на самом деле мы не так близко знакомы. Тем более, у мамы пятерых, почти шестерых детей вряд ли будет время мне отвечать. Зато ей будет приятно, если я отреагирую на выставленные ею работы маслом и акварелью, к которым она вернулась, вдохновленная Италией.

 
 Фото: Indigital.com.ph

Если я откажусь от пресловутого Инстаграма (как вы уже поняли, моей любимой из «злополучных» социальных сетей), то не смогу следить за деятельностью своей знакомой, которая вышла замуж за француза, переехала на его родину, однако продолжает не только быть носителем русской культуры, но и её «производителем». Она написала книгу о литературном творчестве, опубликовала анонс презентаций в Москве, благодаря чему я пришла на одну из них и не только вдохновилась творчеством этой молодой женщины, но и получила книгу в подарок.

Если я откажусь от Инстаграма, то отрежу себя от важного и актуального сейчас для меня источника информации о женском здоровье, внутреннем и внешнем… Это новая тема, которая еще не оформлена в книги; наверное, у моих адресатов есть сайты, но мне скорее нужна не информация, а постоянный в день зарядизо дня, импульс, одобрение, чтобы двигаться по пути заботы о себе.

Честно-честно, я не выбирала темы (русская современная литература, здоровье, живопись, материнство, православие), которые бы понравились тому самому старшему поколению с предвзятой точкой зрения. Я взяла то, что было в голове в данный момент в девять часов утра в понедельник. Справедливости ради стоит отметить, что я заглянула в Инстаграм за это утро уже два раза (а может, и три).

Мой вывод, думаю, ясен из названия. Социальные сети — лишь средство, один из способов взаимодействия с окружающим миром. Все дело в том, как его использовать, точнее, ради чего. Точно так же можно встретиться на лестничной клетке с соседкойи справиться о здоровье и пожелать хорошего дня, а можно начать сплетничать по поводу того, почему в 46-й квартире все время шумят и хлопают входной дверью. Можно проверять каждое утро новости в «Яндексе», чтобы быть в курсе происходящего в мире (не знаю, для чего, кстати), а можно подпитываться этой чаще всего негативнойинформацией (тоже не знаю, для чего). Можно пойти в театр, чтобы разглядеть что-то смелое, побывать в атмосфере театрального действа, вдохновиться, а можно, чтобы сделать вывод никогда больше не ходить в театр, потому что ничего не понятно и он себя изжил.

В рамках православной традиции часто принято отказываться от «явлений» мира сего, следуя завету монашеской аскетической практики. При всем моем уважении к такой позиции, я все-таки периодически задаюсь вопросом: а что на самом деле легче — отказаться от чего-то ради своего духовного благополучия или принять это и сделать средством своего духовного роста?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале