Скончался выдающийся иранский режиссёр Аббас Киаростами
Киаростами — обладатель множества кинематографических наград, в числе которых «Золотая пальмовая ветвь» 50-го Каннского фестиваля за фильм «Вкус вишни». Кроме того, Киаростами был известен как дизайнер, фотограф и поэт.
Фото: AFP 2016/ Eric Estrade |
Аббас Киаростами скончался во Франции 4 июля 2016 года на 77-м году жизни.
Киаростами родился в Тегеране в 1940 году в простой и скромной семье. Он получил образование в Тегеранском университете, а свой первый фильм, «Хлеб и узкий переулок», снял, когда возглавлял кинематографическую секцию Центра интеллектуального развития детей и молодёжи.
После нескольких короткометражек в 1974-м Киаростами снимает полнометражный фильм «Путешественник». Эта трогательная и парадоксальная лента рассказывала о приключениях мальчика из деревни, который мечтает собрать деньги и попасть на футбольный матч в столицу. В 1987-м, с лентой о ещё одном деревенском мальчике, мечтающем вернуть дневник одноклассника, «Где дом друга?», Киаростами получает известность за пределами родины — и его называют прямым последователем итальянских неореалистов.
Оставшись в Иране после революции, когда другие режиссёры покинули страну в поисках свободы, Аббас Киаростами снял более 40 картин, в том числе «Крупный план» (1990), «Ветер унесёт нас» (1999), а в 1995 году выступил в качестве сценариста и продюсера картины «Белый шар» Джафара Панахи.
«Крупный план» — причудливое смешение игрового и документального кино (по сюжету мошенник Хоссэйн выдает себя за выдающегося постановщика Мохсена Махмальбафа, но быстро оказывается под арестом — все реальные действующие лица играют сами себя), ярко характеризующее самобытность иранского кинематографа последних десятилетий.
Французский кинорежиссёр Жан-Люк Годар, высоко оценивая работу своего коллеги, однажды сказал: «Фильм начинается с Дэвида Уорка Гриффита и заканчивается Аббасом Киаростами».
Два последних фильма Киаростами снимал за пределами Ирана: работа над картиной «Копия верна» 2010 года проходила в Италии, а последний фильм — «Словно кто-то влюблён» — был снят в Японии в 2012 году.
В своём интервью о фильме «Копия верна» режиссёр признавался: «Жиль Жакоб как-то сказал мне, что нельзя говорить о том, что тебе понравилось снимать фильм. Ты должен сказать, что страдал из-за сложной работы, иначе люди решат, что он не стоит просмотра. Если ты не страдал, они не должны покупать билет и идти смотреть твою картину».
Киаростами был удостоен Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля за фильм «Вкус вишни». Это был первый иранский фильм за всю историю фестиваля, получивший столь высокую награду. А в 1999 году Киоростами стал обладателем сразу четырёх наград Венецианского кинофестиваля, включая Особый приз жюри.
Аббаса Киаростами часто сравнивали с Роберто Росселлини или Жан-Люком Годаром. Фредерик Бонно, директор французской Синематеки сказал, что Киаростами был изобретателем, сумевшим объединить определённый реализм с тем, что кино — это шоу, которое может манипулировать реальностью. «Он открыл путь на Запад для целого поколения иранских художников. Мы все в долгу перед ним», — заявила известная иранская режиссёр и дизайнер Маржан Сатрапи.
«Заслуживал ли Аббас Киаростами звание гения, скажут лишь потомки, но бесспорно одно: для иранского кино его имя — столь же сакрально, как имена Тарковского — для России, Бергмана — для Швеции или Бунюэля — для Испании», — считает кинообозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале