Из МГУ ― на Бродвей: выпускница журфака поставила пьесу в Нью-Йорке
― Как ты стала режиссёром театра?
― Меня вообще всегда интересовало кино, я его много смотрела, но и в театр много ходила, родители у меня театралы, и самой мне было интересно. Для меня это всегда было важным пластом моей жизни ― театр, кино. Когда я училась на журфаке, кино стало немного ближе ― я была на кафедре телевидения, и мы там изучали основные принципы работы кино, построение кадра, монтаж и так далее. На четвёртом курсе я стала искать стажировку в Штатах ― у меня там появился парень и мне во что бы то ни стало надо было туда попасть. Ну и параллельно пройти летнюю практику. Пыталась найти что-то на ТВ, мне даже позвонили из NBC, провели удалённое интервью, но дальше этого не пошло. В итоге я просто приехала в Америку и стала уже на месте искать стажировку.
― А впервые ты как попала в США?
― Я приехала в первый раз в 2008 году, по программе Work and Travel.
― Получается, это был второй курс. А на четвёртом ты снова поехала и уже нашла стажировку…
― Да, стажировку в кинокомпании, это был такой небольшой, но серьёзный продакшн (компания, которая занимается производством ― «ТД»). Называлась компания The 7th Floor. Это было довольно интересно, потому что на телевидении мы так же работаем с продакшнами, и когда дело касается организации съёмок, у нас похожие обязанности. Так что всё это мне, в принципе, подходило как практика для журфака. Я там стажировалась три месяца. И это был очень крутой опыт. Я занималась как непосредственной работой на съёмках, так и подготовительным процессом, и дистрибуцией: в один день бегала с рацией по съёмочной площадке, в другой ― развозила плёнки и жёсткие диски по кинотеатрам, в третий ― вычитывала сценарии, присланные на рассмотрение продюсерам.
― То есть все организационные моменты тебе тоже удалось посмотреть и освоить?
― Да, я поработала на съёмках фильма «Когда-нибудь эта боль принесёт тебе пользу» (Someday This Pain Will Be Useful To You),и после этого мне захотелось продолжать работать в кино. Да, конечно, к театру была извилистая дорожка! Содной стороны, были все предпосылки, а с другой ― не напрямую...
― Тебе дали рекомендацию с первой стажировки, или ты сама нашла через каких-то знакомых что-то новое?
― Да, с рекомендацией и с несколькими фильмами в резюме я нашла проекты на следующий год. Работала на инди-фильмах, короткометражках и веб-сериалах.
― Бесплатно?
― Знаешь, когда как. Если два дня и это какие-то знакомые или интересный перспективный проект, я могла работать бесплатно. Если там смены всю неделю и полнометражный фильм, то это, конечно, оплачивалось.
― Они не говорили, что ты, мол, иностранка и не можешь с ними работать?
― Нет, по моему опыту, в Нью-Йорке с этим очень лояльно, потому что здесь много иностранных специалистов. Почти на каждой съёмке я встречала людей из других стран, часто кого-то русскоязычного. Тусовка была интернациональная ― и этим мне тоже нравилась атмосфера. Когда я работала на съёмках, я была скрипт-супервайзером ― это такая обязанность, когда ты следишь, чтобы в каждом следующем кадре всё соответствовало предыдущему, потому что снимается кино не в хронологическом порядке. То есть надо следить, чтобы в следующий момент на экране, например, не пропал стакан, который был секунду назад, или даже чтобы логика поведения героев от сцены к сцене не была нарушена. Я занималась этим, а эта специальность подразумевает близкую работу с режиссёром, и я, слушая других режиссёров и их идеи, думала, как бы на их месте поступила я. И так поняла, что это ― именно то, чем хочу заниматься.
― А театр?..
― Я решила поискать курсы по режиссуре. Но не образование на два-три года, а какой-то более интенсивный курс, и чтобы это не была такая, знаешь, восторженная болтовня а-ля «Просто идите и делайте своё кино!» И не Нью-Йоркская Академия Кино ― потому что они очень дорогие и ориентированыв основном на иностранцев. Так я нашла театральную школу The Acting Studio, прочитала её программу, и мне показалось, что соотношение теории и практики ― что нужно. Режиссёрский курс длился год, и ещё полгода я училась драматургии.
― Когда ты начала самостоятельно ставить пьесы?
― Я выпустила один спектакль, пока училась. Плюс при этой школе есть своя творческая лаборатория, в которую они приглашают режиссёров ставить спектакли для ежегодных фестивалей. Так я сделала ещё две постановки, по пьесам двух молодых драматургов.
― И вот теперь впервые ты режиссируешь спектакль по пьесе, которую сама написала?
― Да, «Как прошёл твой день?» (в оригинале How Was Your Day?) ― это часовой спектакль. И в течение этого часазритель наблюдает одни и те же сцены из жизни главного героя: как он встаёт, идёт на работу, разговаривает с начальником, общается с женой. Всё это повторяется на протяжении девяти кругов, но за счёт того, что происходят одни и те же вещи, какие-то из них начинают раздражать героя, какие-то ― его окружение, меняется тон разговоров, мелочи начинают выбиваться из общей картины и обретать новый смысл. Всё это постепенно вызывает цепную реакцию и ведёт к изменениям самих героев и их отношений. Я хотела показать своей пьесой силу повторения ― то, насколько эта мистическая сила, не проявляющаяся внешне, влияет на нашу жизнь. Часто кажется, что ничего не происходит, ничего не меняется, но на самом деле каждый повторяющийся элемент имеет внутренний заряд, который растёт с количеством повторений, и в какой-то момент может просто привести к взрыву.
― Актёры все американцы? Как ты их нашла?
― Да. Нью-Йорк богат на хороших актёров ― это второй город после Лос-Анджелеса, куда приезжаютлюди со всех штатов, чтобы построить карьеру в кино или театре. В моей пьесе все актеры профессиональные. С одним из них, Кайлом Силвером, я уже работала ранее на двух проектах, Лорен А. Кеннеди ― нашла по рекомендации другого режиссёра. А Джон Пол Харкинс и Дуглас Бруно просто пришли на прослушивания. Это был долгий процесс: учитывая специфику пьесы, я пыталась найти эмоционально гибких и изобретательных актёров, в частности, способных органично сыграть молодую супружескую пару. Всего артистов у меня на сцене четыре, один из них, Дуглас Бруно, ― также и музыкант: он играет электронную музыку, которую написал специально для этого спектакля.
― Как долго ты всё это готовила?
― Сценарий писала ― интенсивно где-то недели полторы. И вплоть до премьеры его дорабатывала вместе с актёрами ― мы находили какие-то новые интересные вещи, импровизировали. Прослушивания заняли ещё три недели, а на репетиции ушло чуть больше месяца.
― Премьера прошла с аншлагом, все билеты были распроданы. Как тебе удалось поставить спектакль в таком престижном месте рядом с Уолл-стрит и вообще главным финансовым кварталом?
― Для меня идея сделать тот или иной проект часто становится навязчивой, и я не останавливаюсь, пока не нахожу для неё нужные ресурсы. Думаю, что в сфере кино и театра быстро замечают тех, кто всегда готов что-то делать, кто горит новыми идеями и стремится их воплощать. С такими людьми хотят работать и хотят им помогать. Очень большой процент творческих людей всё время говорят: «Может быть, ну вот если у меня будет время…», ― или: «Я хочу дождаться идеальных условий». Тех, кто делает несмотря ни на что, очень мало. И я уверена, именно они, в конечном счёте, развиваются и их замечают, в том числе и у нас в России. Кажется, что это просто, но на деле немногие идут на риск и выходят из зоны комфорта ради своих идей! Я думаю, надо просто не останавливаться и браться залюбые новые опыты.
P.S. После нашего разговора вечером позвонила Наташа: «Только что в кафе рассказывала подруге по телефону, как прошла премьера, а парень за соседним столиком оказался русскоговорящим! Более того ― актёром из Львова! Разговорились и обменялись контактами. А ты ещё спрашиваешь, где я нахожу актёров?»
Беседовала Дарья Ганиева
Фото Аси Даниловой