Английские романы позволили создать эмоциональную карту Лондона
Авторы исследования попытались собрать цельный образ столицы Великобритании через фиксацию эмоций, которые вызывают локации этого города у героев романов XVIII-XIX веков.
Литературоведы из Стенфордского университета опубликовали на своём сайте карту эмоционального восприятия районов Лондона на основе информации, извлечённой из английских романов XVIII и XIX века, сообщает портал Nplus1.
Лондон, одновременно символ индустриального развития и историческое сердце Англии, — главный город английского романа нового времени. В XVIII и XIX веках он описывается или хотя бы упоминается практически в каждом произведении этого жанра. Реконструкция многослойного образа Лондона, так или иначе отразившегося в художественной литературе, давно интересовала филологов, однако колоссальный объём материала, который надо было просматривать вручную, делал эту задачу трудновыполнимой.
Локации в Лондоне, описанные в романах Чарлза Диккенса. Чем больше цветовая метка, тем чаще локация упоминается в текстах. |
Авторы нового исследования попытались собрать цельный образ столицы Великобритании через фиксацию эмоций, которые вызывают локации этого города у героев романов XVIII-XIX веков. Так как большинство читателей романов той эпохи были представителями среднего и «высшего среднего» класса (upper-middle class), исследование отражает усреднённый взгляд английских буржуа на свою столицу.
Эмоциональная карта Лондона, отражённая в английских романах. Зелёным цветом помечены районы с позитивной эмоциональной окраской, красным — негативной, жёлтым — нейтральной. |
Вначале исследования учёные планировали описать широкий спектр эмоций, но, просматривая материал, столкнулись с проблемой разночтений и решили ограничиться двумя полюсами: «позитивный» и «негативный». Например, район вокруг тюрьмы Ньюгейт более чем в половине упоминаний описывался эпитетами «унылый» и «ветхий», поэтому связанные с ним эмоции маркировали как «негативные». Такое решение устранило противоречие в оценках между самими исследователями и добровольцами из контрольной группы.
Эмоциональная карта Лондона, отражённая в английских романах. Белым отмечены локации эмоционально не окрашенные, светло-фиолетовым — локации со слабой эмоциональной окраской, тёмно-фиолетовым — с интенсивной эмоциональной окраской. |
Чтобы проследить динамику изменений отношения к различным районам города, исследователи разделили художественные тексты на четыре временных блока по 50 лет, в зависимости от времени создания каждого романа: 1700-1749 годы (304 текста), 1750-1799 (1079 текстов), 1800-1849 (1290 текстов), 1850-1899 (2189 текстов). Выяснилось, что в первой половине XVIII века образы, связанные, например, с криминальными районами Ньюгейт или Тайберн, психиатрической больницей Бедламом или Тауэром, в средние века служившим политической тюрьмой, оценивались преимущественно негативно. К концу столетия эмоции негативного спектра потеряли доминирующую позицию. Авторы исследования связывают этот процесс с историческими изменениями — появлением в городе уличных фонарей, увеличением штата полиции, развитием системы страхования жизни. В XIX веке при оценке городских локаций начинают преобладать позитивные эмоции, что авторы исследования также трактуют исторически, в связи с общим триумфальным настроением британского среднего класса из-за победы над Наполеоном, успешной колониальной политикой и расцветом могущества военно-морского флота страны.
Эмоциональная карта Лондона, отражённая в английских романах в зависимости от времени их создания. Зелёным цветом помечены районы с позитивной эмоциональной окраской, красным — негативной, жёлтым — нейтральной. |
Рост территории Лондона с 1682 по 1896 гг. |
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале