В школе Москвы начали использовать технологии виртуальной реальности
Чтобы «завести» двигатель внутреннего сгорания и наблюдать за его действием в разрезе, школьникам понадобится только надеть шлем.
Фото: Mos.ru |
При выполнении виртуальных лабораторных работ на уроках физики учащиеся пользуются приборами, которые невозможно воспроизвести вживую из-за масштаба или их специфики, например счётчиком Гейгера, чтобы измерить радиоактивное излучение урана. Брать необходимые приборы можно с помощью курсора. Кроме того, взаимодействие с ними происходит путем поворота головы и использования элементов управления на шлеме. Ученики также могут «завести» двигатель внутреннего сгорания и наблюдать за его действием в разрезе.
Технология дополненной реальности, которой пользуются на уроках биологии, известна благодаря компьютерным играм. Школьники видят дополнительную информацию, когда наводят смартфон на плакат. Например, рассматривая модель лягушки, ребята могут переключаться между наблюдениями за нервной, дыхательной и пищеварительной системами. Они также изучали строение вирусов, в частности вируса Зика. Рассмотреть его структуру можно в очках виртуальной реальности на примере 3D-анимации в формате 360 градусов.
Инициатор эксперимента — Smart Сity Lab. Это новое подразделение в структуре Департамента информационных технологий. Оно отслеживает передовые разработки в различных сферах жизни города и курирует их пилотное внедрение в Москве.
«Важная задача учителя — сделать обучение увлекательным и интерактивным. Технологии виртуальной реальности помогают решить эту задачу. Однако речь идёт только о первом опыте: и содержание курса, и механизм будут дорабатываться с помощью педагогов», — рассказал порталу руководитель направления «Электронное образование» Департамента информационных технологий Светлана Романова.
Фото: Infovr.ru |
Опыт высших учебных заведений
В высшем образовании в России технологии виртуальной реальности используются уже в течение нескольких лет, хотя их применение и носит единичный характер.Например, на факультете психологии МГУ несколько лет используют систему виртуальной реальности (VR) для развития когнитивных навыков студентов. Есть кейсы для изучения иностранных языков.
В МЧС действует виртуальная система обучения первокурсников работе в чрезвычайных ситуациях.
Результаты апробации
Психологи считают, что применение интерактива даёт хорошие результаты: ученики больше вовлекаются в обучение, материалы легче усваиваются. «Технологии виртуальной реальности можно использовать для любых предметов, будь то математика или обществознание», — уверен основатель психологического портала PosPsy Денис Зеликсон.По словам экспертов, опасностей для здоровья ребёнка от технологий виртуальной реальности не больше, чем от компьютера. «Если оборудование для VR проходит Ростест, значит, оно пригодно к использованию и физического вреда не причиняет. Каких-либо исследований на тему угрозы здоровью детей мы не встречали. К тому же современные дети с самого раннего возраста уже сталкиваются с видеоиграми и к моменту их знакомства с виртуальной реальностью имеют определённый иммунитет к таким вещам», — рассказал руководитель AR Production Александр Астров.
Правда, шлемы виртуальной реальности оказывают достаточно серьёзное воздействие на вестибулярный аппарат человека и его эмоциональное состояние. «Поэтому, когда новые способы обучения начнут полноценно внедрять в школах, необходимо будет обязательно установить временные рамки по проведению виртуального урока», — считает технический директор VR Concept Денис Захаркин.
Сложности реализации проекта
Пока российская образовательная система не спешит с внедрением виртуальной реальности в школах. «Основным сдерживающим фактором является отсутствие нормативно-правовой базы. В согласованных министерством образования методиках обязательное использование технологии в образовательном процессе отсутствует. Поэтому некоторые продвинутые школы пока самостоятельно принимают решения о внедрении VR. Но пока не будут приняты на законодательном уровне требования к оснащению учебных учреждений, использование виртуальной реальности будет локальным», — отметил руководитель направления виртуальной и дополненной реальности компании КРОК Александр Леус.Есть вероятность, что к моменту, когда VR начнут внедрять в школах, может сложиться такая ситуация, что дети уже с виртуальной реальностью на ты, а учителя — незнакомы совсем. «Несмотря на усилия государства, учителя остаются не самой обеспеченной частью общества. Нельзя исключить ситуацию, когда роли меняются — дети учат взрослых. Кстати, совсем недавно были подобные проекты, когда дети обучали взрослых использованию интернета», — констатировал доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, доктор технических наук Леонид Делицын.
Ещё одной сложностью реализации образовательных проектов с виртуальной реальностью является финансирование. «Американская система образования потратила миллиарды долларов на развитие своей VR-системы в школах, и сейчас у них доступно 25 виртуальных уроков. Для внедрения таких проектов требуются немалые вложения». отметил Денис Захаркин Но можно будет реализовать их на основе государственно-частного партнёрства, если производители оборудования и контента будут в этом заинтересованы.
Только закупка оборудования для одного образовательного проекта может обойтись в 300-400 тысяч рублей, на разработку специализированных программ придётся потратить примерно столько же.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале