Скончался Станислав Говорухин
Фото: РИА Новости |
Кинорежиссер и депутат российской Госдумы Станислав Говорухин умер на 83-м году жизни в санатории Барвиха после тяжелой и продолжительной болезни, сообщает Русская служба BBC.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков от имени Владимира Путина выразил соболезнования близким режиссера: «Президент Путин глубоко соболезнует в связи с кончиной Станислава Говорухина. Как и вся страна, Путин считает его гениальным режиссером, очень активным и уважаемым общественным деятелем, россиянином, который всегда очень активно участвовал в жизни своей страны. Он всегда имел свою собственную точку зрения относительно того, как должны обстоять дела в нашей стране, отстаивал эту точку зрения и работал для ее воплощения в жизнь. Их объединяли очень честные дружеские отношения, Путин относился к нему с большим уважением. Путин глубоко соболезнует и направил телеграмму соболезнования родным и близким Станислава Говорухина».
Станислав Говорухин ― выдающийся отечественный режиссер и актер. Он был мастером закрученного динамичного действия. Его «Место встречи изменить нельзя» (1979) многие эксперты и зрители считают лучшим детективом советского и российского кино.
Биография режиссёра
Будущий режиссер родился в 1936 году в сформировавшемся вокруг громадного химкомбината городе Березники Пермской области.
Его отец, донской казак, сосланный согласно известной директиве ВЦИК от 24 января 1919 года, умер вскоре после рождения сына.
В детстве и юности особого тяготения к искусству Станислав Говорухин не выказывал. Получил в Казанском университете диплом геолога, отработал год по специальности и лишь затем поступил на местную телестудию ассистентом режиссера.
В 1967 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, ровно 20 лет трудился на Одесской киностудии, затем перешел на «Мосфильм».
Одесская киностудия, созданная еще до революции, считалась третьей по значению в СССР. В отличие от «Мосфильма» и «Ленфильма», которые, что называется, положение обязывало, там снималось меньше идейно выдержанных картин. Увидев заставку в виде золотого кораблика, зрители сразу настраивались на развлекательное кино.
Уже после переезда в Москву Говорухин организовал Одесский кинофестиваль «Золотой Дюк» и сделался его президентом, но до распада СССР мероприятие успело пройти лишь трижды.
Фактическим дебютом молодого режиссера стал фильм 1967 года «Вертикаль» об альпинистах ― он же первый, в котором сыграл главную роль Владимир Высоцкий. Легендарный артист также написал несколько песен специально для картины, в том числе знаменитую «Если друг оказался вдруг». Впоследствии они дружили вплоть до самой смерти барда.
Пользовались зрительским успехом снятые Говорухиным экранизации мировой приключенческой классики: «Робинзона Крузо», «Тома Сойера», «Детей капитана Гранта».
Кадр из фильма «Анкор, еще Анкор!» |
Однако настоящее признание и всесоюзная любовь пришли к Говорухину в ноябре 1979 года — после премьеры снятого по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия» пятисерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя».
В бесспорном хите о работниках Московского уголовного розыска, в первые месяцы после войны расследующих дела банды «Черная кошка», сыграли свои самые известные роли Высоцкий и Владимир Конкин.
Всего режиссер поставил 23 картины, написал 22 сценария, в том числе самого кассового фильма в истории советского и российского кино ― боевика «Пираты XX века», и сам сыграл 18 ролей. Наиболее известные актерские работы Говорухина ― криминальный босс Крымов в «Ассе» Сергея Соловьева и комдив в «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского.
Из многочисленных произведений Агаты Кристи Говорухин выбрал для экранизации «Десять негритят» ― повесть о судье, который не смог покарать преступников по закону и расправился с ними «по совести».
Апофеозом же этой идеи стал «Ворошиловский стрелок». Картину называли антикапиталистической, хотя вообще-то главный злодей в ней ― коррумпированный начальник милиции, а история простого миролюбивого человека, который берется за оружие, потому что довели ― это классический сюжет Голливуда.
На протяжении всей карьеры Говорухин успел попробовать себя в самых различных жанрах: он снимал и мелодрамы, и боевики, и детективы, создавал экранизации классических образцов литературы, а также выпустил несколько документальных работ.
Последняя лента Говорухина под названием «Конец прекрасной эпохи» вышла в 2015 году и являлась экранизацией нескольких рассказов Сергея Довлатова.
Из интервью Станислава Говорухина
Об артхаусе
Тяжело сидеть, поглядывая на часы: сколько там осталось до конца? И нет сил бороться со сном. Конечно, настоящее искусство требует душевной работы, но оно должно быть еще и захватывающе интересным. Ни от «Войны и мира» Толстого, ни от «Вешних вод» Тургенева, ни от фильма «Летят журавли» нельзя оторваться. Зачем же трудиться, осваивая драматургическую невнятицу, какую нам предлагает так называемое «интеллектуальное кино не для всех»?
О роли кино
Время не сваливается с небес, его делают люди, его созидает культура. Что воспитывает ребенка? Семья, школа, улица, литература, искусство. Но семья у детей авторитет потеряла. В школе престиж профессии учителя упал. Улица стала криминальной. Литература перестала учить: ее мало кто читает. А значит, в духовном воспитании молодых больше не участвуют великие духовные педагоги, взрастившие многие поколения.
Остается кино, которое сегодня ― важнейшее из искусств. Важнее, чем при Ленине. Раньше смотрели один фильм в неделю, а сегодня ― семь в день. Что предлагает кино людям? Вот я смотрю фильмы молодых режиссеров ― и все время чувствую недостаток опыта, смешанный с цинизмом. Видно, что они не служили в армии, не пробовали жизни, не знают Россию. Чувствуется даже недостаток общего образования. Чему они могут научить?
Фото: РИА Новости |
О пустоте
Оскар Уайлд хорошо сказал: художник отражает не жизнь, а себя. Если не знаешь жизнь и собственную историю, если ничего не читал, ― что тогда в тебе отражать? Отразится пустота. Отразится всеобщая «недообразованность», которая сказывается на уровне кинематографа и режиссуры как профессии. Видно, что человек не приучен к чтению: если бы он знал и любил литературу, он выбирал бы драматургический материал совсем другого уровня.
О роли культуры
У публики наших новых кинотеатров другой юмор ― вы посмотрите шуточки «Камеди клаб»! Я это все воспринимаю как духовную, нравственную катастрофу. Россию можно уничтожить только одним способом ― переломив духовный хребет. А где нация черпает свои духовные силы? Только в своей истории, культуре, искусстве. Но вы хоть раз слышали в президентских посланиях Федеральному собранию слово «культура»? А ведь сегодня ключевая задача ― не потерять следующее поколение. Оно должно учиться в хорошей школе, должно знать историю своей страны, ее литературу, ее гениев. И воспитываться на нормальных фильмах. Тогда Россия выживет.
О телевидении
Во Франции телевидение бережет свою историю и культуру, делает передачи научные, познавательные, передает классику. А у нас во время фильма шесть-семь раз врезается реклама. Разрушается все впечатление. Кино в глазах зрителя становится месивом отрывков, которые не должны «грузить», а должны развлечь. Говорят, без рекламы ТВ не выживет. Оно-то как раз выживет, просто миллиардеров там не будет. Надо найти меру. Но там же хотят всего и сразу ― чтобы за полгода стать миллиардерами. Причем за счет общества.
О смене убеждений
Еще Толстой говорил: человек должен менять убеждения ― стремиться к лучшему. Меняется мир, ситуация в стране, ты приобретаешь новый опыт, новые знания ― как же тут не меняться? А тот, кто не меняется, называется ортодокс. А я ― не ортодокс, я меняюсь.
О женщинах
Раньше я все время снимал о мужиках. А женщина, мне кажется, ― существо более загадочное и сложно организованное, поэтому я и не решался подступиться к этой теме, пока был молод. И только теперь, кажется, начинаю в них что-то понимать. Поэтому снимаю «Пассажирку».
О возрасте
По моим наблюдениям, у всех режиссеров после 60 лет начинается маразм. Но есть люди, которые давно перешагнули возрастной рубеж, но думают, что у них по-прежнему такие же ясные мозги, такая же быстрая реакция, что они лучше всех остальных во всем разбираются ― вот это опасно. Их ждет стопроцентный провал.
О зрителе
Мой зритель еще не умер, но он в кинотеатры больше не ходит ―у него нет для этого денег, и ему противно, что там все время хрустят кукурузой и разговаривают по мобильникам.