Несколько историй о настоящей любви
Фото: Сouplesdoingbetter.com |
* * *
Героиней моего самого первого интервью стала Альбина Евтушевская, непрофессиональная актриса-пенсионерка (самая известная ее роль ― бабушка в фильме «Русалка»). Почти в самом начале беседы Альбина Станиславовна, улыбаясь, заявила, что все её мечты сбылись и она абсолютно счастливый человек. Редко кто может таким похвастаться. Когда я спросила, что же так её осчастливило, она просто ответила: «Сорок лет назад я вышла замуж по любви».
Они поженились через две недели после знакомства:
― Соседи потом долго судачили, что я каждый день пьяная. А я ведь ни капельки не пила. Вот уж действительно, опьянела от счастья. А через два года он погиб… И так и не успел увидеть нашу дочку.
Альбина Евтушевская. Фото: Woman.ru |
Альбина Станиславовна больше не выходила замуж. Сорок с лишним лет она хранит верность мужу, потому что даже после смерти он остался для нее самым большим подарком судьбы. Чувство, опьянившее её, так и не выветрилось.
* * *
Во время работы на телевидении меня отправили снимать интервью о советском актере-эпизоднике Владимире Кашпуре. Наш герой умер в 82 года, а поехали разговаривать о нём мы к его старшей (!) сестре Анне Терентьевне.
Заходя в подъезд, я представляла, что сейчас нас подведут к постели иссохшей старушки. Но дверь нам открыла она сама. На пороге стояла 87-летняя женщина ― красивая, прямая, в нарядном платье и с прической. Она ловко нагибалась, предлагая нам тапочки, и суетилась, разливая чай. А за столом сидел ее супруг ― старше еще на несколько лет.
Фото: Mymodernmet.com |
Они прожили вместе 63 года. Рассказывая свою историю, они держались за руки. И, может, из-за возраста Николай Васильевич периодически ворчал на жену, а она нежно, с любовью кивала и ласково трепала его по руке: «Хорошо-хорошо, Коленька». Вдруг в самый разгар её рассказа он попросил чаю. Она спокойно прервалась, остановила видеозапись и побежала на кухню. Стало ясно, что это интервью для Анны Терентьевны ― мелочь в сравнении с тем, что она может позаботиться о муже.
Может быть, в этом и был секрет её красоты и долголетия.
Брат ее, Владимир Терентьевич, прожил всю жизнь с единственной женой, и после её смерти постоянно вспоминал о ней.
* * *
А вот актер Владимир Трещалов, известный как Сидор Лютый из «Неуловимых мстителей», был женат далеко не однажды. Как-то мы приехали домой к его третьей жене и единственной дочери ― в дом, где он прожил без малого четверть века.
С Людмилой Васильевной они были не только мужем и женой, но и друзьями. Она певица, он актер, они вместе готовились к выступлениям, советовались друг с другом по любому поводу, учили роли.
А в 56 лет Владимир Леонидович встретил другую женщину и через месяц оставил семью.
― Я почему-то даже не плакала, ― вспоминает Людмила Васильевна, ― не злилась, не проклинала его… Скорее, жалела, переживала. Похудела на 20 килограммов.
Шесть лет перед смертью актер Трещалов жил в съемной квартире почти без мебели и работал-работал-работал, чтобы обеспечивать свою новую женщину. Он резко изменился, его никто не узнавал. Близкие не понимали, что происходит, друзья отвернулись… А Людмила Васильевна звонила и чуть ли не упрашивала разменять их общую квартиру, чтобы ему не приходилось скитаться.
Владимир Трещалов. Кадр из фильма «Первые радости», 1977 г. |
После интервью мы поехали с Трещаловыми на кладбище навестить почившего. Людмила Васильевна купила цветов, прошла к могиле и любовно, нежно протёрла памятник, поглаживая фотографию. «Мы так без тебя скучаем…!» И нисколько в её голосе не было обиды. Была только любовь, ощущение близости и родства. Даже о его последней женщине Людмила Васильевна говорила с уважением. Прошло уже 18 лет, а у Людмилы Васильевны на прикроватной тумбочке всё ещё стояла большая фотография мужа ― как если бы он прожил с ней до последнего вздоха и умер у неё на руках.
Закончилась съемка, мы сказали, что камера выключена. Людмила Васильевна поцеловала фотографию, высеченную на памятнике: «Ну всё, пока!» ― с такой легкостью, так просто, будто ничего плохого не было, будто он никогда никуда не уходил.
Говорят, у любви нет прошедшего времени.
― Ангел мой, будь со мной! Ты впереди, а я за тобой… ― чуть слышно прошептала Людмила Васильевна, выходя из ограды.
* * *
― В тот вечер мы вместе накрывали на стол. Он посмотрел на меня, сидя в кресле, и сказал: «Алёнушка, как же я тебя люблю!» ― и это были его последние слова в жизни, ― рассказала мне последняя любовь Владимира Трещалова Алла Щербакова. ― Это звучит сентиментально, но это было абсолютно так! О таком пишут в книгах, но у меня вот такая была жизнь ― как книга!
* * *
А однажды я услышала историю молодой актрисы театра Дианы Ворошиловой. Не так давно она умерла при родах от кровоизлияния в мозг. Ей было всего 30 лет. У Дианы осталось двое детей: малыш, которого она родила, и взрослая девочка, которую она удочерила.
Диана Ворошилова. Фото: Diana-zb.narod.ru |
Уже много лет её муж, художник, ходит к ней на могилу каждый день. Она похоронена скромно ― небольшой деревянный крест с цветной фотографией, кругом венки и живые цветы. Вся земля усыпана крупными бутонами живых роз, которые каждый день меняют, а на самой могиле зажигают множество красных свечей в подсвечниках, защищающих пламя от ветра.
* * *
К сожалению, все рассказанные истории связывает ещё кое-то. Их связывает смерть. Но, может быть, именно она, единственно неизбежная, и становится мерилом настоящей любви?