Российские ученые считают, что пока рано говорить о существовании «поколения Z»

Институт образования НИУ ВШЭ изучил популярные утверждения о современных подростках, которых часто называют «поколением Z». Специалисты не обнаружили у молодежи ни «многозадачности», ни особенной «цифровой грамотности», ни склонности к суициду. Ученые пришли к выводу, что большинство приписываемых современной молодежи «особенностей» вовсе не являются таковыми: подростки «цифровой эпохи» практически ничем не отличаются от своих предшественников.
 
Фото: Kommersant.ru 

Поколением Z называют людей, родившихся примерно с 1995-го года.

Исследование особенностей современных молодежи подготовили специалисты Центра исследований современного детства при Институте образования НИУ ВШЭ, сообщает «Коммерсантъ».

Разрушение мифов

Автор доклада кандидат психологических наук Наталия Богачева напомнила, что в публицистике и популярной литературе современных подростков привыкли называть «поколением Z» или даже iGen (по аналогии с iPhone). По ее словам, подобные ненаучные публикации формируют у читателей упрощенный образ современных подростков как невнимательных, не способных мыслить критически юных созданий, которые при этом полностью погружены в «цифровой мир» и одновременно «интересуются только удовольствиями». Однако проведенные научные исследования не подтверждают этих стереотипов, говорит автор доклада.

Так, «поколению Z» приписывается умение решать несколько задач одновременно и быстро обрабатывать поступившую информацию. Однако показано, что подростки справляются с одновременным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, и это может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память, говорится в докладе ВШЭ.

При этом данные исследований подтверждают, что молодежь с трудом концентрируется на одной задаче. Но это не является какой-либо поколенческой спецификой, отмечают во ВШЭ: «Дети и подростки всегда демонстрируют более низкий уровень произвольного внимания, нежели взрослые, так как у них еще недостаточно развиты отдельные мозговые структуры и высшие психические функции».

 
Фото: Postupi.online  

В докладе отдельно рассказывают, откуда взялся миф об особенно острых проблемах с вниманием. Оказалось, что всему виной газетная утка. «В 2015 году многие западные газеты подхватили новость о том, что, согласно исследованию Microsoft, средняя длительность удержания произвольного внимания в 2015 составила около 8 секунд, что на 4 секунды меньше, чем в 2000 году. Причиной этого были названы современные цифровые технологии. Однако в 2017 году BBC News обратили внимание на то, что найти это исследование и тем более связать его с работой Microsoft не представляется возможным», — объясняет Наталия Богачева.

Современных подростков часто называют особенно прагматичным поколением, «ориентированным на материальные ценности и склонным к простым удовольствиям».

Но ориентация на удовольствие связана с существенно расширившимися возможностями получать удовольствие в современном мире, а не с принадлежностью к поколению, — объясняется в исследовании. — При этом статистические данные говорят о снижении интереса к алкоголю и раннему сексу».

Исследователи ВШЭ подтверждают высокий уровень подростковых суицидов, но указывают, что наука пока не может однозначно установить «связь между распространением цифровых технологий и повышением риска депрессии».

«Однако склонность к депрессии — это общий тренд для всего современного общества, а не особенность "поколения Z"», — говорится в докладе.

Мифом оказалось и утверждение, что подростки гораздо лучше владеют информационными технологиями, чем взрослые.

«В 2013 году достаточный уровень цифровой грамотности демонстрировали только 34% российских подростков, а их родители и учителя — 31% и 34%. Сходные результаты показывают международные исследования», — утверждают исследователи ВШЭ. Точно так же наука не подтверждает снижения интереса молодежи к чтению или отсутствие у подростков навыков критического мышления.

 
Фото: Marketeers.com  

В 2010 году более половины российских подростков признавались, что чувствуют себя более общительными в социальных сетях, чем в реальной жизни. Однако исследования показывают, что виртуальное общение не уступает реальному, становясь для подростка источником социальной поддержки и позитивно влияя на чувство групповой принадлежности.

Более того, виртуальное общение ценят не только подростки. «Так, студенты колледжа в ситуации, когда у них забрали цифровые устройства и письменные принадлежности и дали инструкцию провести от шести до 15 минут в тишине, испытывали негативные эмоции. Однако люди старшего возраста в этом эксперименте показали те же результаты», — приводится пример в исследовании.

Во ВШЭ предупреждают, что предубеждения о поколенческой специфике могут принести реальный вред: «Исследования в США показывают, что мифы о предыдущем "поколении Y" отразились на отношении к ним работодателей и коллег, создав эффект дискриминации по отношению к молодым специалистам».

Полный текст исследования под называнием «Мифы о "поколении Z"» Институт образования НИУ ВШЭ планирует опубликовать в ближайшее время.

Поколение Z

Представители поколения Z активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Также предполагается, что поколение будет экономным. 

 
 Фото: Marketeers.com  

Традиционно, люди поколения Z рассматриваются, как дети родителей из поколения Y, пограничников поколения Y-миллениум или иногда даже поколения X. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Это первое по-настоящему цифровое поколение. Родителей же детей, ставших впоследствии поколением Z, называют цифровыми иммигрантами, так как в их детстве подобных технологий не было.

Теперь интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент, благодаря новым мобильным телефонам, смартфонам или карманным устройствам. К тому же поколение Z — первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма.

Многие родители людей из поколения Z работают неполный рабочий день или даже берут работу на дом, больше времени уделяя воспитанию детей.

Преподаватель кафедры философии факультета фундаментальных и гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского горного университета Ирина Шестакова отмечает, что сегодня ещё живёт последнее поколение многомиллионной жизни наших предков, живущих вне эры интернет, это «Живые свидетели эры До-интернета». Больше никогда в истории не будет такого поколения.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале