«К звёздам»: умейте отпускать
Рой Макбрайд (Брэд Питт) — совершенный астронавт. У него идеальный пульс и стальные нервы. Кроме того, работа для него превыше всего, даже семьи. Одинокий, но несломленный, он продолжает делать то, что у него получается лучше всего, пока не попадает в аварию высоко над поверхностью Земли. Во время работы на гигантской антенне Макбрайд оказывается в центре внезапной энергетической бури, которая ломает антенну и сбрасывает Макбрайда с чудовищной высоты. Чудом оставшись в живых, он получает новое задание — проследовать на Марс для установления связи с собственным отцом, пропавшим 16 лет назад во время важной космической миссии. В НАСА считают, что именно отец Роя, прославленный астронавт Клиффорд Макбрайд, виновен в трагедии с антенной. От того, удастся ли Рою связаться с отцом, зависит судьба всего человечества.
«К звёздам» — ещё одна крупная роль Брэда Питта после нашумевшего фильма «Однажды в Голливуде». Но в отличие от картины Тарантино, где главным героем всё-таки был персонаж ДиКаприо, здесь у Питта стопроцентно главная роль. Более того — во многом это фильм одного актёра, своеобразный бенефис Питта, как в своё время было у Сэма Рокуэлла в замечательной «Луне 2112». С героем Рокуэлла, астронавтом Сэмом Беллом, Роя Макбрайда роднит всепоглощающее одиночество. Оба этих персонажа трагически отдалены от своих родных, а виноват в этом он — космос.
Кроме того, при просмотре можно обнаружить, что в отдельных эпизодах «К звёздам» приближается и к другим важным фантастическим фильмам. Эпизод на норвежском космическом корабле напоминает о «Космической одиссее 2001 года»(1968) Стэнли Кубрика. В этом моменте фильм как бы намекает зрителю: годы эволюции ничего не изменили, человек так и остался всё тем же агрессивным дикарём, что и был в далёком прошлом.
А эпизод в открытом космосе, когда два астронавта держатся друг за друга, — это, конечно, «Гравитация» (2013) Альфонсо Куарона с её непреодолимым желанием держаться за ближнего своего. Вспоминается и «Интерстеллар» (2014) Кристофера Нолана. О нём напоминают ребристые стены в марсианской комнате связи: эти рёбра так похожи на «рёбра» книг из фильма Нолана, где комната с книжным шкафом тоже была местом для установления связи с далёким родным человеком.
Интересный нюанс: за операторскую работу в «К звёздам» отвечал оператор Хойте Ван Хойтема. И важно даже не то, что он работал с Ноланом на «Интерстелларе». Важно, что он одинаково хорошо умеет работать как на камерных драмах (пример — шведская версия вампирской истории «Впусти меня»), так и в масштабном кино (пример — другой ноланский фильм «Дюнкерк»). А «К звёздам» — это как раз сочетание камерности и эпичности, что не понравилосьнекоторым зрителям, которые, увидев трейлер, ждали экшна. Но его здесь не много. Зато один из таких эпизодов с гонками по поверхности луны снят просто прекрасно, и именно в нём как ни странно чувствуется тот же масштаб, что был в «Дюнкерке».
Есть в фильме и сильные визуальные образы. Вот астронавты отправляются в открытый космос, и чёрные пятна на их блестящих шлемах становятся похожи на большие зрачки («глазастые» шлемы — это ещё одна отсылка к «Космической одиссее»). Или вот нам показывают планету в космосе, похожую на мрачное и подгнившее яблоко, а два круглых пятна на её поверхности тут же напоминают два невесёлых глаза. У космоса в этом фильме есть свой взгляд, и с таким взглядом вам вряд ли захочется пересечься глазами.
Любопытные нюансы есть даже в русском дубляже. Например, капитана корабля, на котором путешествовал Рой Макбрайд, озвучил настоящий космонавт — герой России Олег Артемьев. По его мнению, фильм достаточно правдоподобен, и это касается как обычной жизни астронавтов, так и упомянутых лунных гонок. Спорить с этим не хочется, доверимся профессионалам. Но правдоподобен фильм ещё и потому, что космос в нём — не главное. Главное — отношения между людьми и то, на что готов человек ради встречи с близкими. В «Интерстелларе» герой ради этого в прямом смысле пробивался сквозь пространство и время. В «К звёздам» Рой Макбрайд тоже делает немало: он летит к отцу не только сквозь космос, но и сквозь свою память, разрушенное детство, годы неведения и одиночества. Правда, в точке достижения цели фильм начинает несколько провисать. Создаётся ощущение, что ему не хватает хронометража, несмотря на двухчасовую длительность.
Концовка картины, начиная со встречи с отцом, кажется слишком сжатой, и даже лихой героизм в духе условного «Марсианина» ситуацию не исправляет. Тем не менее, в целом, в фильме немало приятного. Например, хороший актёрский состав, где нашлось место таким актёрам, как Томми Ли Джонс, Дональд Сазерленд и Лив Тайлер. Всё это люди далеко не случайные: первые двое играли в «Космических ковбоях» (2000) Клинта Иствуда, а третья отметилась в знаменитом «Армагеддоне» (1998) Майкла Бэя. Также можно выделить задумчивый саундтрек от известного современного композитора Макса Рихтера. Космос — место абсолютной тишины, а в кино абсолютную тишину лучше всего заполнять музыкой. Это понял ещё Кубрик в своей «Космической одиссее». В «К звёздам» саундтрек не такой тревожный, как у Кубрика, зато он создаёт необходимую отстраняющую от фильма дистанцию.
«К звёздам» — история про одного из самых одиноких людей в мире, и она медленно проплывает перед зрителем, как какое-нибудь небесное тело в замедленной съёмке. Одинокое, чужое, непостижимое. В конце концов, это фильм о том, что нужно уметь отпускать своё прошлое, в том числе то, от которого на душе особенно мучительно. Отпускать так, как если бы прошлое можно было швырнуть в открытый космос — в бесконечность, из которой не возвращаются. Многие ли из нас умеют отпускать?