Читалка студентки-конфликтолога Дарьи Козловой: Эрнст Юнгер, Эрик Вейнер и современный нон-фикшн

Какие мысли можно почерпнуть в социально-политических текстах Эрнста Юнгера, могут ли пригодиться идеи философов в повседневной жизни и зачем литературным героям психотерапевт – рассказывает студентка 4 курса факультета политологии кафедры истории социально-политических учений МГУ имени М.В. Ломоносова Дарья Козлова.
Дарья Козлова

Эрнст Юнгер, «На мраморных утесах»

Эрнст Юнгер – немецкий мыслитель XX века, в Германии фигура довольно известная и интересная, вокруг которой до сих пор ведутся споры. Он был представителем идеологии консервативной революции в Германии и ставил перед государством высокую цель возрождения истинно германской политической традиции в новых условиях, опираясь на вождя нового типа и высвобождение внутренней энергии народа.

Юнгер прожил 102 года: на его долгую жизнь пришлось две мировые войны и правление Гитлера, который хотел видеть в числе своих сторонников «последнего рыцаря Европы», награжденного орденом Pour le Merite. Несмотря на изначальную симпатию к новому движению, в котором Юнгер видел возрождение истинно немецкого духа, писатель вскоре переосмыслил суть национал-социализма и отказался от предложения фюррера, считая, что тот хочет подчинить страну себе и цинично использует термины и идеи консервативной революции для достижения цели. Юнгера не раз подозревали в заговоре против диктатора, устраивали обыски и пытались завести уголовное дело, но несмотря на политическую оппозицию мыслителя Гитлер продолжал ему покровительствовать. 

Еще в конце 1920-х годов Юнгер окончательно разорвал отношения с национал-социалистами и ушел во внутреннюю эмиграцию. Он отказался от участия в политической жизни страны, но при этом не покинул Германию. В это время в творчестве Юнгера наступает этап переосмысления предыдущего опыта и своих социально-политических взглядов. Можно сказать, что работы писателя приобретают все более художественный стиль, которым он пытается завуалировать конкретные события из своей биографии и истории Германии, а также свою реакцию на них. Несмотря на тягу к высоким материям и метафизический характер многих произведений, Юнгер остро реагировал на происходящее вокруг: его даже называли «сейсмографом эпохи». Писателя беспокоило то, что после Первой мировой войны рыцарская доблесть ушла навсегда, а на ее смену пришла агрессивная техника, подчиняющая себе человека.

Эрнст Юнгер

Роман «На мраморных утесах» значим, с одной стороны, с точки зрения историко-философского контекста, а с другой – как эстетический феномен. Он изображает крушение высококультурной цивилизации. Исполнитель крушения, Старший Лесничий, – тиран, деспот, который правит Бухтой (так называется государство) с помощью запугивания и насилия. 

В тексте прослеживается автобиографичность сюжета: в героях угадываются как современники автора, так и он сам. У рассказчика есть брат Ото – на русский язык его имя перевели так, но, наверное, правильнее было бы Отон: где-то попалась на глаза информация о том, что герой назван в честь древнеримского императора, который правил в период «Года четыре императоров», очень похожего на ситуацию в Германии послевоенного периода. А прототип Ото – реальный брат Эрнста Юнгера, Фридрих Георг Юнгер. 

А вот кто был прототипом Лесничего, – очень важного героя, вокруг которого строится все повествование, – на этот счет существуют разные мнения. Кто-то считает, что это Гитлер, кто-то – что Геринг. Фигура Старшего Лесничего поначалу кажется смешной, но именно ему удается захватить государство. Братья уходят на еще не захваченную часть Бухты и пытаются противостоять новоявленному диктатору, переосмысливая свое отношение к Лесничему и подчиняющимся ему мавританцам. 

Важно понимать, что в романе Юнгер не противопоставляет насилию миролюбие. Речь идет о том, что насилие может быть разным. Оно может быть пустым и грубым, как у Старшего Лесничего, или почти сакральным, когда ты борешься за свою честь и достоинство. Повествователь и Отто являются представителями второй группы героев, но в то же время в книге есть и другой персонаж – Пастырь, который предпочитает бороться не мечом, а словом.  

Роман долго не публиковали, потому что видели в нем намеки на реальные события тех лет. Книга обрисовывала тему тираноубийства и сопротивления, и противники Гитлера это четко считывали. Читать романы Юнгера нужно очень внимательно. Они наиболее интересны людям, которые знают историю Германии и XX века в целом. 

Эрик Вейнер, «Философский экспресс: Уроки жизни от великих мыслителей»


Эрик Вейнер – американской журналист, путешественник и отчасти мыслитель. Этот человек увлекается философией и пытается сделать ее понятной для себя. 

Когда читаешь книгу, видишь, что перед тобой автор-любитель, но я считаю, что книга «Философский экспресс» 2020 года обязательна к прочтению всем, кто занимается или интересуется философией и историей социально-политических учений, потому что она выполняет невероятно важную функцию актуализации идей прошлого. Вейнер пытается связать с повседневностью мысли оних из наиболее интересных и известных философов. 

В книге три большие части: «Рассвет» – приход в мир, «День» – зрелость и «Вечер» – старость и смерть. Каждая часть разделена на главки и посвящена конкретному философу. Здесь автор либо излагает биографию, либо описывает философскую концепцию мыслителя и показывает, как включить эти идеи в нашу современную жизнь. Например, как научиться вставать с постели, как Марк Аврелий; удивляться, как Сократ; видеть, как Генри Торо; радоваться, как Эпикур; стареть, как Симона де Бовуар и т.д.  

Книга выстроена в формате путевых заметок автора. Каждая глава начинается с отчета по времени, месту, планам поездки, что привязано к дальнейшему повествованию. 

Для меня наиболее интересной главой оказалась та, что была посвящена Сократу. Я думаю, все знают, что именно Сократ придумал майевтику – метод задавания вопросов. Современный философ Ричард Соломон говорит, что философия Сократа – «просветленное битье баклуш». Вейнер пишет, что отчасти это очень реалистичный взгляд на философию. 

В той же главе автор рассуждал, какие бывают вопросы, которые мы задаем. Есть два вида вопросов: «что» и «как». Со «что-вопросами» мы обращаемся к голосовому помощнику: «Алиса, привет! Скажи, что такое философия?». А нужно задаваться «как-вопросами», потому что они помогают не просто что-то узнать, а понять себя в этом мире. Сократ как раз интересовался вторым типом вопросов.  

Философ Джейкоб Нидлман говорит, что наша культура склонна решать задачи, не проживая вопросы. Сократ же считал, что нужно учиться эти вопросы проживать. Не просто задавать их, получать ответы и идти дальше, а именно привязывать ответы к нашей жизни. Мне кажется, именно этот принцип побудил Вейнера написать свою книгу.   

Порой во время чтения философа-энтузиаста не соглашаешься с ним: «Ладно, что с тебя взять, думай так». Хочется закрыть книжку, но вдруг понимаешь, что это написано с такой любовью к тексту, к философии, что бросить уже жалко. Остается Вейнера как автора от души поблагодарить за то, что он делает, и свое отношение к этому делу. 

Клаудиа Хохбрунн, Андреа Боттлингер, «Герои книг на приеме у психотерапевта»


На сайте издательства «МИФ» есть классные курсы – и бесплатные, и платные. Я прошла три: «Книжный ниндзя», курс по скорочтению и третий –«Как понять себя через истории». 

Там много рассказывается про то, как найти мотивацию читать, как найти свою книгу, в каком формате легче усваивать материал и прочее. Последняя тема мне показалась важной. Оказывается, существует два вида чтения: реактивное и проактивное. Пример реактивного чтения: ты нашел новую информацию, начинаешь ее гуглить, перескакиваешь с одной ссылки на другую - в итоге в голове ничего не остается. Проактивное чтение, наоборот, счиатется осознанным. У каждого человека свой формат, который позволяет легче и глубже воспринимать информацию. «МИФ» предлагает алгоритм действий для понимая того, какой формат (например, чтение или аудио) помогает тебе максимально включиться в чтение. Этот алгоритм предлагалось отработать на каком-то произведении, и свой эксперимент я проводила на книжке «Герои книг на приеме у психотерапевта». 

Авторы Андреа Боттлингер и Клаудия Хохбрунн, литературовед и психотерапевт, коротко описывают сюжет или конфликт в том или ином художественном произведении, а затем подвергают героев психологическому анализу. Так, на кушетке у психотерапевта оказываются Король Артур, Гарри Поттер, Шерлок Холмс, Дракула и другие всем известные герои.

Я невероятно люблю междисциплинарность. У нас на факультете есть преподаватель, Борис Александрович Прокудин, который со своим другом-психологом записывает «литературно-терапевтический» подкаст «Базаров порезал палец». Его всегда приятно и полезно слушать. Мне показалось, что книжка могла бы стать подспорьем к этому подкасту – интересно почитать, что другие люди пишут по той же тематике. Тем не менее, мне книга не понравилась. Возможно, потому что я ее слушала в аудиозаписи (озвучка просто ужасная), а не читала. 

Помимо нескольких интересных литературоведческих фактов и терминов из психотерапии книга больше ничего мне не дала. Слишком много воды. Спасает юмор, но и он к себе не располагает из-за некоторой жесткости. Постоянно возникает ощущение, что авторы озлоблены на героев, например, они прямо-таки издеваются над Ромео и Джульеттой, а ведь Шекспир – мой любимый писатель. На Литресе я увидела много хороших отзывов, но сама после прочтения подумала: «Нет, друзья мои, так издеваться над читателями и их любимыми героями нельзя!» 

Подготовили Александра Егорова, Николай Иванов, Софья Полонская

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале