«А царь-то ненастоящий!»: что такое синдром самозванца и как с ним справиться
Светлана Духова |
– Светлана, расскажите, пожалуйста, что такое синдром самозванца и как он сказывается на нашей повседневной жизни?
– Попробуем прислушаться к самому слову «самозванец»: оно обозначает человека, который сам себя назначил на какую-то роль, хотя никто его туда не звал. Получается, человеку с синдромом самозванца важно получить приглашение в свою рабочую сферу – и пока этого не случится, он чувствует себя очень неуверенно. Он может считать, что «обманывает» коллег или клиентов: они ждут от него профессионализма, а он как будто «прикидывается» специалистом, при этом им не являясь – хотя имеет профильное образование и релевантный опыт работы.
Такие люди всегда сомневаются в своих успехах, в своем вкладе в дело. Им, как правило, сложно воспринимать похвалу, они от нее отнекиваются, зато любую, даже минимальную критику воспринимают как катастрофу. «Самозванцам» свойственно ругать себя за недочеты сильнее, чем их осуждают окружающие, они буквально «съедают» себя внутренней критикой. У них могут быть сложности со здоровьем, повышенная нервозность, головные боли, проблемы со сном. Им свойственно сравнивать себя с другими – как правило, с коллегами, которые, на их взгляд, успешнее – а сами они как будто всегда не дотягивают. Такие люди – перфекционисты, они стремятся к наилучшему результату, к идеальному решению, до которого никогда не добираются, за что себя и ругают.
– В чем, по мнению психологов, кроется корень этой проблемы?
– Подобное состояние может возникать в том случае, если в детстве значимые для нас взрослые (родители, учителя) не придавали значения нашим достижениям, игнорировали или обесценивали их, но при этом очень фиксировались на неудачах и ошибках. Если так происходит часто, ребенок вырастает с убеждением, что все его успехи случайны – в отличие от неудач. «Если что-то не вышло, это целиком моя вина», – думает «самозванец» и требует от себя большего усердия, больших усилий, большей включенности в процесс. Человек чувствует себя самозванцем, так как по примеру из детства слишком сильно фокусируется на том, что сделал не так.
Я думаю, что синдром самозванца проявляется не только в работе. Если у меня есть убеждение, что мои достижения случайны, я не умею их ценить, то буду так делать не только в профессиональной сфере. Это формирует базовую неуверенность человека в себе в целом. Но бывает и иначе – кто-то хорошо чувствует себя в других сферах, но сомневается в себе на работе. Возможно, родители этого человека делали акцент на учебе и социальной успешности.
Самозванец или новичок?
– Как понять – у меня синдром самозванца или я просто пока новичок в профессии?
– Если я только пришел в профессию и чувствую себя неуверенно потому, что пока не наработал опыта – это одна история; и если при этом я умею ценить свои успехи и достижения, знаю, куда стремиться – это не сидром самозванца, а естественное состояние в начале карьеры. В этом случае мне будет достаточно ориентироваться на коллег или иметь наставника, и я быстро научусь делу. Если же я считаю, что в принципе неудачник и ничего не могу, хотя уже давно работаю на этой должности и извне мои успехи замечают, тогда уже можно задумываться о синдроме самозванца.
Когда нам кажется, что любой позитивный результат в работе – случайность, но при этом в любой ошибке мы видим свой вклад – это симптомы синдрома самозванца. У самозванца есть убеждение: «Все, что я делаю, ошибка» в сочетании со страхом допустить ошибку. Такие люди могут по несколько раз проверять то, что делают, иметь знания, но бояться действовать.
– Можно ли синдром самозванца назвать боязнью успеха?
– Думаю, да. У «самозванца» есть сложности с переживанием успеха, у него мало опыта присвоения достижений. В таком состоянии могут скрываться различные вторичные выгоды – например, человек неосознанно считает, что если он будет успешным, его начнут сильнее оценивать или больше от него ждать. Это, безусловно, мешает стремиться к лучшему, заставляет отказываться от повышений, развития.
– Как синдром самозванца влияет на самооценку? И как самооценка влияет на него?
– Есть прямая взаимосвязь между самооценкой и синдромом самозванца. Это в целом тема оценки – когда-то «самозванца» оценивали высоко: «Вот молодец, постарался», или плохо: «Ты мало приложил усилий». Человек перенимает эту систему оценивания и во взрослом возрасте по-прежнему пытается смотреть на себя глазами того значимого взрослого, который его оценивал в детстве. Если самооценка низкая или неустойчивая, то человек будет искать одобрения и подтверждения своего профессионализма со стороны, ему сложно будет самому увидеть свою ценность как специалиста. Для любой положительной оценки нужно будет особым образом постараться и заслужить ее, поэтому, как правило, оценка себя и своей работы отрицательная.
В этом контексте мне больше нравится понятие не самооценки, а самоценности. Если я вижу свою ценность как человека, то смогу найти и свою ценность как работника. Если я привык себя обесценивать и критиковать, то буду тем же заниматься и в профессиональной сфере, вне зависимости от количества полученных дипломов и пройденных обучений.
Как помочь себе
– Можно ли самостоятельно диагностировать у себя синдром самозванца и справиться с ним без помощи специалиста?
– Да, возможно увидеть у себя симптомы, но порой за тем, что мы называем синдромом самозванца, скрывается нечто более широкое – например, проблемы с самопринятием в целом. Конечно, самостоятельно работать над собой можно и нужно, но без специальных знаний мы можем не учитывать какие-то вещи – к примеру, глубинные травмы. А без работы с первопричиной проблему решить будет очень трудно. В работе над собой много слепых пятен, мы не можем быть на 100% к себе объективными, поэтому все-таки я бы рекомендовала обращаться за поддержкой к специалисту.
Если возможности работать с психологом по какой-то причине нет, я бы предложила начать с того, чтобы осознанно замечать свои достижения. Очень важно научиться замечать, как мы относимся к самим себе прямо сейчас, что о себе думаем. Усиливают ли эти мысли нашу привычную негативную самооценку? Следующим шагом может стать стремление сделать по-другому и акцентироваться на том, что у меня получается, вести дневник достижений, подводить итоги дня. По отношению к ошибкам можно спрашивать себя, насколько все критично, так ли велика ошибка, как сейчас кажется.
Безусловно, важно разобраться, откуда в нашей жизни появился этот синдром. Обычно одной консультации психолога бывает недостаточно, чтобы решить проблему полностью: даже если мы касаемся темы убеждений, и клиент умом понимает, откуда корни его сложности и что с ней надо делать, не факт, что он сразу начнет действовать иначе. Требуется время, чтобы присвоить себе новый опыт, проверить его. У каждого свой срок, каждый меняется в своем темпе.
– Переживание синдрома сопровождается неприятными чувствами – стыдом, виной, страхом, гневом. Если человек не работает над собой, то как справляется с этими состояниями?
– На мой взгляд, если мы пытаемся справиться с синдромом самозванца без работы с этими неприятными чувствами, то все сводится к тому, чтобы себя в чем-то убедить. Однако сделать это только «через голову» – то есть исключительно с помощью умственных усилий – очень сложно, ведь синдром самозванца – это в первую очередь чувства, ощущения.
Существует огромное количество методик работы с чувствами, все зависит оттого, в каком направлении работает психолог. Можно представить себе этого самозванца: как он мыслит, какие установки выдает. Можно работать с помощью фигурок, расстановок, но в чем сойдутся психологи разных направлений, на мой взгляд, – это на рассмотрении, что представляет собой фигура самозванца. Важно, чтобы человек сам смог описать, каким образом ее видит, как думает и ведет себя эта фигура. Каждый клиент расскажет про «самозванца» что-то свое, поэтому психологу важно понять, с чем он имеет дело.
– Как «самозванцу» обнаружить свои внутренние опоры и ресурсы?
– Прежде чем обнаружить свои опоры и ресурсы, придется начать с неприятных тем – с того, как мы с собой обходимся, как устраиваем жизнь, например, обесцениваем ли успехи, преувеличиваем ли значимость ошибок. Тогда возможно признать, что привычные способы взаимодействия с собой нам не подходят и нужны новые.
С признания того негативного, что есть, и начинается выход на ресурс и поиск новых опор. Они могут быть внешними и внутренними. Примеры внешних опор – помощь окружающих, начальников, специалистов. «Самозванцу» важно научиться просить поддержку, в этом нет ничего страшного и стыдного. Примеры внутренних ресурсов и опор – в первую очередь присвоение своих достижений, даже маленьких, похвала самого себя, критическое отношение к своим целям и постановка посильных задач. А чтобы понять свою меру, есть смысл начать с маленьких шагов и в небольшом количестве. Таких шагов, которые максимально ясны и конкретны для человека, и он понимает их посильность для себя.
Беседовала Евгения Новосельцева