Живая классика монументализма: Элеонора Жаренова
Экспозиция поражает масштабами – несколько больших залов с холстами, картонами, мозаиками. На открытии кто-то отмечал единство экспозиции, кто-то, наоборот, – неповторимость и самобытность каждой работы.
|
Э. Жаренова. Михаил Архангел. 1998. Холст, масло. 50х70 |
Здесь представлено творчество трех авторов из одной семьи. Элеонора Александровна Жаренова – народный художник РФ, лауреат Государственной премии СССР, профессор, член-корреспондент РАХ, заслуженный деятель искусств России – супруга Владимира Васильцова, также народного художника РФ и заслуженного деятеля искусств, и мать Анастасии Васильцовой, заслуженного художника РФ. Это художественная династия, а во время работы над монументальными вещами, по слову Элеоноры Жареновой, – небольшая артель. В экспозицию вошли мозаики и картоны монументальных произведений Э. Жареновой – В. Васильцова. В последние годы их совместной работы были исполнены мозаики для храма св. мц. Татианы при Московском университете, мозаичные иконы для храмов в г. Зубцове и г. Ржеве Тверской области.
На выставке в Академии художеств рядом с античными сюжетами представлены полотна на темы русской истории, картины и натюрморты, посвященные деревне и охоте, портреты, проникнутые нежностью, любовью к близким, друзьям и животным.
|
Академик Борис Мессерер на открытии выставки |
На выставке есть и совместные, и индивидуальные работы, при этом цельность экспозиции сохраняется. Например, Борис Мессерер, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, считает, что замечательной эту семейную выставку делает видимый в ней «поток творчества. Это значит – одна рука, одно видение художника». Картины написаны в одной манере, и сама Элеонора Жаренова – «в этой же гамме, словно сошла со своего полотна».
При этом Борис Мессерер может проследить традиции творчества художницы с 1957 или 1958 года, когда вместе работали монументалисты Виктор Эльконин и Андрей Васнецов, график Андрей Гончаров, к ним примыкал художник-график Иван Бруни… «Это было замечательное время юношеского сборища талантливых друзей, мы жили одной семьей, и я очень остро чувствую влияние этих художников в картинах на выставке», – сказал Мессерер. По его мнению, то направление в искусстве, которое складывалось тогда, обрело на этой выставке свою кульминацию.
Академик Александр Бурганов на открытии выставки |
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств Александр Бурганов тоже назвал время конца 50-х – начала 60-х годов «временем сложения какой-то русской школы живописи», которую со временем назовут «золотым веком русской живописи времен левого МОСХа». Александру Бурганову дорого «знамя той вольницы, которая образовалась в те годы», которая бурлила, создавала новый стиль, а сегодня это же направление собирается в новое целое, самостоятельное, очерченное какими-то границами, но полнозвучное. Жаренову же Бурганов назвал «амазонкой русской живописи, русского монументального искусства».
Председатель Московского союза художников Иван Казанский признался, что Жаренова и Васильцов были для него «учителями, причем сами не знали, что они меня учат. Сейчас вы видите, чему можно было научиться у этих замечательных людей». Главное для Ивана Казанского на открывшейся выставке – чувство меры, поразительное чувство пространства, удивительная колористика в работах.
Народный художник РФ Мария Красильникова поздравила Элеонору Жаренову с открытием выставки от лица всех художников России и вручила ей наградной знак «За служение искусству». «Для меня Элеонора Александровна – это абсолютный классик», – сказала при этом Мария Красильникова. На открытии выставки Элеонору Жаренову наградили также медалью МОСХа России с надписью «Нас мало избранных, прекрасного жрецов»
Член президиума Академии художеств Николай Мухин отметил: «Это все история, замечательная московская традиция 70-х годов, и наконец-то это выставляется в Академии, не за то, что это было когда-то запрещено, а потому что это настоящая русская традиция. Это двухмерное пространство плоскости, фрески, к которому скоро мы будем, я уверен, обращаться, как к истокам».
Элеонора Жаренова на открытии выставки |
Сама Элеонора Жаренова считает традицию, в которой пишет, сложившейся не в 50-е годы ХХ века, а гораздо раньше. «Работы написаны земляными красками – так всегда писали фрески. Поэтому у меня нет яркого зеленого, яркого синего, но присутствует золото. Мне очень нравится и новгородская живопись, и псковская живопись, причем псковская даже больше – своей суровостью. Я вообще-то вроде не суровый человек, но живопись у меня бывает очень лаконичной», – говорит она.
На выставке есть и графика, и станковая живопись, и картоны к монументальным работам. Этот путь от наброска к живописи и затем на стену Жаренова считает естественным. «Мозаика – это любимый мой материал», – говорит художница. Творчество у супругов получалось совместное: «Я считаю, что монументальное искусство – вообще коллективное, артельное, – говорит Жаренова. – Один делает головы, другой ткани, а в целом кто-то руководит. Поэтому у нас многие монументальные работы в архитектуре – совместные не только с мужем, но и с дочкой». Впрочем, явственного руководства в этой «артели» не было: выдумывали и критиковали по очереди.
Любимые работы Жареновой – это мозаики, сделанные для храмов. Из выставленной живописи художница особо отметила диптих «Святое воинство», хотя он и написан достаточно давно. Уже тогда, в пору, когда храмы только начинали возрождаться, и заказов на фрески и иконы у Жареновой еще не было, она ценила в работе именно предназначенность для церкви.
Выставка в Академии художеств продлится до 7 марта. Думается, что даже те, кто ограничил на время Великого поста походы, например, в театр, смогут посетить эту экспозицию с пользой. Узнаваемые на картинах изображения святых, сдержанная гамма натюрмортов и композиций не выведут зрителя из сосредоточенности.
Э. Жаренова. Автопортрет с ангелом. 2000. Бумага, акварель. 95х70 |
Э. Жаренова. Храм Успения Пресвятой Богородицы в г. Зубцове. 2000. Бумага, акварель. 75х56 |
Элеонора Жаренова. Святое воинство. Диптих. 1992. Холст, масло. 160х90 |
Репродукции работ Э. Жареновой взяты с сайта Академии художеств |