Звонильная неделя: где послушать лучший звон?
- Константин, насколько востребована сегодня традиция, когда на Светлой неделе звонят все желающие?
- Согласно Уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы дозволяется - не обязателен, а именно дозволяется - «звон целодневный» . Это единственное время в году, когда звон может быть в неурочное, не богослужебное время. Но есть уставные ограничения: такой «свободный» пасхальный трезвон не должен попадать на литургию или вечернюю службу, чтобы не мешать молящимся в храме. Теоретически, можно звонить хоть круглосуточно, но у нас существуют муниципальные законы о том, что в будни после 10 вечера запрещается шум. Так что с этим мы тоже считаемся.
- Когда мирян стали свободно пускать звонить?
- Мы знаем, что в 19 веке (возможно и ранее) звонари в пасхальные дни во многих местах стали просто открывать колокольни и уходить отдыхать. Так что подняться, посмотреть, как утроена звонница, и позвонить мог любой желающий. Случалось, конечно, всякое. Однажды группа подвыпивших людей забралась на Кремлевскую Успенскую звонницу под Большой Успенский колокол и начала под ним петь. Естественно, на шум сбежались звонари. На просьбу вести себя потише гости ответили, что они певцы с Пиринейских гор, им тут очень нравится и они придут еще. Дошло до разбирательства в Московской синодальной конторе, и звонарям было дано указание впредь быть осторожными и не пускать ситуацию на самотек.
В наше время, когда страна сильно, в отличие от дореволюционного периода, расслоена в социальном, религиозном и культурном плане, вряд ли можно позволить себе роскошь открыть колокольню и пускать туда всех желающих. Последние события показали, что надо быть бдительными. Тем более, когда дело касается нахождения на высоте колокольни и обращения с тяжелыми колоколами.
- Несмотря на послабление, позвонить, даже в присутствии звонаря, пускают далеко не во всех храмах.
- В начале 90-х в храмах висели разные наборы колоколов. Были колокола треснутые, кустарные - почти «бутафорские», вокзальные пожарные, поддужные - чего только не было. И когда колокольня представляла собой такой «винегрет», следить за ее сохранностью не было особой нужды, и доступ к колоколам был свободен.
Сейчас ситуация иная. Чем более качественно оборудована звонница, чем более аккуратно настроена система управления колоколами, тем меньше бесчинств дозволяют звонари.
Гости должны знать, что они обращаются с церковной святыней. Пусть посмотрят «Чин благословения кампана сиесть колокола или звона» и почувствуют, какое значение Церковь придает колоколам. Может быть, это избавит колокол от возможных повреждений. Недаром про Светлую седмицу говорят, что это неделя рождения звонарей и гибели колоколов.
Треснутые колокола чаще всего невозможно починить: их переливают и делают заново. Поэтому когда мы видим, как со всей силы лупят в церковные колокола, это просто больно. В нашем искусстве важна не сила удара, а правильное отношение к звуку, такт в общении с колоколами. Можно посмотреть на старое фото прославленного Ростовского звонаря Александра Сергеевича Бутылина: как аккуратно он держит веревки от колоколов - каждая подтянута до миллиметра.
Страшные удары рождают неправильный звук, колокола начинают болезненно визжать. Упор надо делать на аккуратность и бережность.
Если хочется позвонить - надо вежливо подойти к звонарю, пообещать вести себя аккуратно и внимательно прислушиваться к указаниям профессионала. Если звонарь относится к колокольне легко - он дозволит больше. Если строже - меньше, зато гости услышат более интересный звон, потому что, как правило, качество звона у таких звонарей выше.
Самое лучшее - звонить вместе со звонарем, вслушиваясь, и аккуратно вплетая свой подзвон в его звоны.
- В Храм Христа Спасителя можно прийти просто позвонить в колокола?
- К сожалению, нет. И нам ежегодно приходится едва ли не бороться с десятками желающих во что бы то ни стало подняться к колоколам и «отвести душу». Звон в Храме Христа Спасителя устроен очень сложно, колокола весят до тридцати тонн, они находятся на высоте около сорока метров над землей. Это кафедральный собор Москвы, который должен быть готов неукоснительно сопровождать звоном важнейшие богослужения нашей Церкви. Поэтому у нас столь строгие ограничения даже в Пасхальные дни.
- А до революции?
- За Храм Христа Спасителя не могу сказать, но на колокольню Ивана Великого пускали, причем и в пасхальные, и в остальные дни, за некоторую плату. Правда, в первую очередь туда поднимались, чтобы посмотреть на город, потому что это была лучшая в Москве смотровая площадка.
- А колокольные фестивали в Москве устраивались?
- До революции в этом просто не было необходимости. Существовали колокольни, наполненные колоколами, опытные звонари, которые отвечали за свою колокольню, поэтому общение между звонарями строилось непосредственно вокруг церковных звонов. Были крестные ходы, по улицам носили чудотворные иконы - и все это сопровождалось звонами. То есть звон был гораздо более интенсивным в прежнем городе. И концентрировать его не было необходимости.
А самое главное, было совершенно другое отношение к звонам как таковым. Если сейчас наше сознание отравлено массовой культурой и мы не представляем себе осмысленную деятельность со звуками иначе как концерт, как музицирование, то наши предки даже не воспринимали колокольный звон как музыку в узком смысле. Они воспринимали колокольный звон как самобытное явление, которое принадлежит непосредственно церковным колокольням. Не были распространены передвижные звонницы: звонницы на колесах, предваряющие шествия. Это было совершенно не нужно, потому что звон был, по сути дела, недвижимым имуществом храма. Звон в данном контексте - имеется в виду, набор колоколов. В старину даже говорилось не «повесить колокол», а «поставить колокол». И считалось, что колокол, установленный на колокольне, является символом твердыни храма, устойчивости, значительности. Звон размечал богослужебную жизнь, как маяк, который включает фонарь в определенные моменты. Скорее всего, если бы мы еще лет 100 назад сказали нашим предкам: «Фестиваль колокольного звона»- это звучало бы, как нечто странное. Чего ради устраивать фестиваль колокольного звона, если в колокола и так звонят почти постоянно?
Теперь не так. Город очень обеднен колоколами, очень интенсивное движение автотранспорта, застройка. Метаморфоза городской среды серьезным образом нарушила отношение к колоколам и колокольным звонам. Если раньше звон покрывал определенное пространство, площадь, и мы могли воспринимать звон как звуковой сигнал, маяк, волну, то сейчас мы можем воспринимать колокола, в большинстве случаев, как неожиданно встретившееся нам удивительное звуковое явление. Причем страшно перебиваемое и заглушаемое автомобилями и техногенными звуками. Все эти звуки загрязняют звуковую среду, также как мусор загрязняет уличную среду. А звон имеет достаточно чистую природу. В этом проблема и некоторая особенность наших дней. Из- за этого стали возможны и колокольные школы и, конечно же, колокольные фестивали.
- Что такое фестиваль для звонарей сегодня?
- Для звонарей это очень полезное дело. Звонари обмениваются опытом и получают массу впечатлений. Многие приезжают в Москву уже на протяжении нескольких лет, и выстраивается очень плодотворное общение. Раз в году у нас есть возможность без канонического ограничения совершать звоны в неурочное время - это привилегия, которая по благословению Патриарха дается православному фестивалю ради пропаганды колокольного искусства, ради того, чтобы слушатели имели максимум возможности послушать, как звонят колокола у нас в городе.
Москва не избалована колоколами, по сравнению с началом XX-го века у нас огромные утраты. Тем важнее услышать то, что осталось, сохранилось и то, что можно еще как- то озвучить и дать возможность колокольной Москве ожить заново.
- Как организована звонильная неделя Пасхального фестиваля?
- Координация колокольной программы фестиваля осуществляется «Обществом церковных звонарей». Мы имеем право и возможность предлагать храмы - участники фестиваля и можем приглашать гостей, которые могут участвовать. Критерием для приглашения, как правило, является некоторая профпригодность и обязательно их вес в звонарском сообществе. То есть, это звонари кафедральных соборов, звонари сами по себе известные, которым есть, что показать на фестивале в Москве. На таких фестивалях они передают свою манеру звона, и такое звонарское общение бесконечно ценно.
Это могут быть новые звонари каких- то очень важных храмов. На таких фестивалях они передают свою манеру звона, причем делают это и непроизвольно, потому что звонари подсматривают друг за другом, расспрашивают и так далее.
Звонари приезжают из разных мест, соответственно, у всех свой подход, свой язык, своя манера. Все колокольни тоже отличаются друг от друга. Интересно наблюдать, с одной стороны, индивидуальный «почерк» того или иного звонаря на разных колокольнях день за днем на пасхальном фестивале, и с другой стороны - на каждой колокольне самобытные «почерки» разных звонарей.
Путеводитель по Звонильной неделе Пасхального фестиваля с комментариями Константина Мишуровского:
6 апреля - звон в Богоявленском кафедральном соборе. Здесь находится очень интересный исторический колокол, который первоначально находился в Храме Святителя Николая в Пыжах. Весит около 300 пудов, отлил его мастер Николай Самгин. Звон этого колокола очень интересен.
10 апреля, 15. 00 - Сретенский монастырь. Там большой набор современных колоколов.
11 апреля, 15.30 - Большой звон в Храме Христа Спасителя. Будет множество звонарей и из России, и из-за рубежа. Каждый будет звонить примерно по 3 минуты и весь звон будет длиться примерно час.
13 апреля. 15.00 - Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе . Единственный приходской храм в Москве, сохранивший 2 своих исторических колокола, один из которых был отлит в 18-м веке некоей Струговщиковой. Второй отливал мастер Михаил Богданов уже в 19-м. Колокола красиво состроены и изумительны по красоте звучания. Ярус звона расположен близко к земле, поэтому слушать очень удобно.
14 апреля, 15.00 - Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Тут находится единственный сохранившийся колокол Слизова - исторический большой благовестник.
15 апреля, 15.15 - Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Здесь интересно будет послушать 5-тонный современный благовестник.
16 апреля, 15.00 - Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, который представлен на фестивале впервые. Изумительная по красоте колокольня. Можно прийти на набережную и, любуясь на Кремль, слушать прекрасные звоны скромных маленьких колоколов.
19 апреля, 15.15 - Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке. Очень интересный храм, который не закрывался в советское время. В нем есть колокол голландской работы, и храм своим звоном опровергает миф о том, что западноевропейские колокола не совместимы с нашими.
20 апреля, 15.00 - Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Звон очень удобно слушать, потому что звонница расположена в крыльце - почти у самой земли. Мы принимали участие в ее оборудовании, надеюсь, что всем понравится. Тут представлен набор современных колоколов.
22 апреля, 14.00 - Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади . К прослушиванию обязателен. Прекрасный большой колокол - 3 тонны. Остальные колокола - старой работы, в советское время они находились под сценой Дворца Съездов и в них звонили во время различных исторических постановок. В 1993 году стараниями Игоря Васильевича Коновалова они были извлечены из-под сцены и привезены сюда фактически в те же дни, в которые происходил обстрел Белого дома. Звоны очень удобно слушать, потому что ярус звона расположен близко от земли.
23 апреля, 15. 00 - Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех . Трогательный милый звон будет предварять звоны Иоанно - Предтеченского монастыря (15.15). Монастырские колокола были отлиты с нашим непосредственным участием по подобию исторических колоколов 17 века. Это один из красивейших звонов фестиваля. Самое интересное - к когда звон разливается по Ивановской горке, которая акустически устроена очень интересно.
25 апреля, 15.15 - Храм Вознесения Господня у Никитских Ворот ("Большое Вознесение") . Храм, который знают как храм, в котором венчался Пушкин. Колокольня новая, построена по проекту архитектора Олега Журина в духе колоколен 19 века. На первом ярусе висит колокол весом 10 тонн, на втором - 5 тонн. Того же производства, что и на Храме Христа Спасителя. Много исторических колоколов, например, завода Оловянишникова сыновей или такого редкого завода «майорши Зенькович». Очень хороший интересный звон.
27 апреля, 15.30 - Храм Флора и Лавра на Зацепе. Великолепная колокольня, воссозданная за Павелецким вокзалом. Приезжайте, слушайте 5-ти тонный колокол, отлитый в Ярославской области и полностью современный набор очень интересных колоколов.
28 апреля, 15.00 - Спасо - Андронников монастырь . Колокола висят на очень интересной деревянной звоннице и видны с земли. Самое главное, что там не только слышно звон, но очень хорошо видно, как работают звонари. Старинный колокол, датированный 1690-м годом.
29 апреля, 15.00 - Новодевичий монастырь. Один из главных звонов Пасхального фестиваля. Большой колокол монастыря весит 550 пудов, мастер Федор Моторин. Остальные колокола представляют архиисторическую ценность. Они принадлежали всегда именно Новодевичьему монастырю, и, несмотря на многочисленные утраты средних колоколов малого веса, звон сохраняет удивительную первозданность, какую- то такую интересную, даже можно сказать, замшелость, что ли, Звук главного колокола очень необычен. Колокола расположены великолепнейшей восьмигранной многоярусной колокольне. На ней трудился много десятилетий замечательный звонарь Владимир Иванович Машков, который скончался в 2001 году в возрасте более 90 лет. И звонари, которые будут звонить в Новодевичьем монастыре, будут звонить в его манере, посвящая свой звон Владимиру Ивановичу Машкову.
30 апреля, 15.00 - Храм Покрова Превсвятой Богородицы в Красном селе. Очень хороший звон с совершенно замечательным 4-х тонным колоколом во главе. Колокол того же завода, что и на колокольне храма Флора и Лавра на Зецепе.
1 мая, 15.00 - Храм вмч. Георгия, Музей-заповедник "Коломенское". Если будет настроение, можно приехать, послушать звоны и заодно полюбоваться на старинную архитектуру.
3 мая, 15.00 - Марфо-Мариинская Обитель милосердия. Звонница храма оборудована с нашим участием. На звоннице - колокола большого веса современного литья.
4 мая, 15.00 - Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Еще один важный день фестиваля, самый посещаемый и продолжительный колокольный, извиняюсь за выражение, концерт. Колокольня воссоздана в 2000-м году, колокола современного лития и довольно здорово состроены. И самое главное, это день, который собирает максимальное количество гостей и звонарей. А колокольня буквально предназначена для того, чтобы гости звонили по-разному, разнообразно, интересно и увлекательно. Как правило, в Крапивенском переулке яблоку негде упасть, собирается толпа народу, все слушают звоны в течение довольно долгого времени и совершенно не устают.
7 мая, 15.00 - Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском Парке . Замечательный храм отца Дмитрия Смирнова с большим количеством интересных колоколов.
8 мая, 15.30 - Данилов ставропигиальный мужской монастырь . «Финальный аккорд» фестиваля. Колокола, возвращенные из Гарвардского университета, будут гудеть всеми своими двадцатью восемью тоннами бронзы.
9 мая, 12.00 - Большой Пасхальный звон , 12.30 - Храм Христа Спасителя.
По московской традиции, в 12 часов дня должны звонить все храмы нашего города. Будет это или нет? Мы надеемся, что будет.
Пасхальный фестиваль всегда начинается на Пасху, а заканчивается 9 мая, в Дня Победы. В этом году самая ранняя Пасха - самый длинный фестиваль. Звоны 9 мая начинаются с заупокойного звона, а потом уже переходят в пасхальные.
И Храм Христа спасителя будет в этот день гудеть очень сильно с 12 часов, и будет очень большой мощный звон. То есть когда уже пасхальные звоны отойдут, звон будет именно такой, как на Пасху/
Фото на аннотации с сайта www.zvon.ru