Диалог уместен и необходим

В редакцию «ТД» приходит множество откликов на полемику, развернувшуюся вокруг выставки «Двоесловие/Диалог». Некоторые из них мы будем публиковать на сайте. Настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко) считает, что диалог с творческими людьми - важная часть христианской миссии в современном мире.


В зале при храме святой мученицы Татианы проходит выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог».  Цель выставки ясно означена в ее названии - это еще одна попытка строить мостики взаимопонимания между Церковью и светским обществом. В какой-то мере выставка является ответом на провокацию «Осторожно, религия!», последствия которой не изглажены до сих пор.

Как водится, на очередную попытку Церкви благовествовать творческой интеллигенции и молодежи набросились не столько недоброжелатели со стороны мира (хотя есть и такие), сколько псевдоревнители, претендующие на право говорить от имени Церкви. Что же вменяется в вину безупречному по своей вере и жизни пастырю протоиерею Максиму Козлову? Оказывается, по их мнению, выставка, для которой он предоставил притвор храма, носит кощунственный характер и представляет работы... участников скандальной выставки «Осторожно, религия»!

Между тем, действительная картина событий четко разъяснена в статье на сайте «Татьянина дня». Ряд художников были вовлечены в скандальную выставку обманным путем, и не только не являются врагами Церкви, но исповедуют Православие и воцерковлены.

Любой художник имеет право на творческий поиск. Он никак не погрешает, если его картины и инсталляции, в каком бы стиле или направлении они не были созданы, не нарушают норм христианской морали. Кто не против вас, тот за вас. (Мк. 9; 40). Все остальное - исключительно дело вкуса и эстетических предпочтений. Хотя я сам и не был на выставке, но вполне доверяю пастырской совести и рассуждению отца Максима, которого глубоко уважаю.

Протоиерей Максим Козлов известен своей твердостью в православных догматах и канонах. Его позиция в отношении современного искусства, в частности музыки была всегда крайне консервативной. Тем не менее, современные новациане начали злую пропагандистскую кампанию против этого достойнейшего пастыря, рассыпая уже набившие оскомину обвинения в «модернизме», «обмирщении Церкви» и даже кощунстве. Обвинители прямо используют в своих статьях клевету и подтасовки. Им вовсе не нужна Истина и справедливость, им нужен только очередной компромат на священника Русской Православной Церкви. Теперь отец Максим может увидеть воочию, насколько лживыми, бессовестными и провокационными средствами пользуются противники деятельной миссии, как они извращают намерения пастырей-миссионеров, приписывая им никогда не имевшие места замыслы, слова и действия.

Я полностью поддерживаю инициативу отца Максима, тем более уместную и актуальную, что выставка проходит при Университетском храме. Это глубоко мудрый шаг, который уже приносит свои плоды, опровергая обвинения Церкви в мракобесии, ханжестве и несправедливости. Вспышки злобы и клеветы - лишнее подтверждение тому, что предпринятое дело - благое.

Неизвестно, как псевдоревнители представляют проповедь Слова Божия в современном мире. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их, - говорит святой псалмопевец (Пс. 18; 4). Невозможно проповедовать, не выходя к людям, не вступая с ними в диалог. Знаменательно, что вслед за этими словами псалма следует стих, вошедший в богослужение как прокимен службы святым апостолам: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их».

Вероятно, во времена св. царя Давида уже были противники миссии к неверующим. Или святой пророк, провидя безумные заблуждения нашего времени, взывает к современным псевдоревнителям: молчаливое сидение за стенами храмов и келий - это не проповедь. Проповедь - это живое слово к окружающим людям, которые являются потенциальными членами Церкви, а не некими отбросами, не заслуживающими внимания «святых» и «непорочных» представителей Церкви. «Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни» (Иоанн. 17; 15) - сказал Господь. «Шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16; 15), - заповедал Христос, вопреки фарисеям всех времен и современным борцам с миссионерством.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале