Иерей Владимир Вигилянский: "Вся моя жизнь связана с книгой..."
- На сайте patriarchia.ru есть небольшая справка о вас.
Из нее следует, что вы окончили Литературный институт им. Горького, а затем стремительно продвигались по профессиональной лестнице: из рядового сотрудника журнала «Огонек» превратились в члена редколлегии, а спустя несколько лет стали главным редактором воскресного приложения знаменитой на весь мир газеты «Московские новости».
Вам удалось познакомиться с правилами и стилем работы газеты «Нью-Йорк Таймс». Вы читали лекции в знаменитых Мичиганском и в Массачусетском университетах.
Что сказать, такой биографии может позавидовать любой журналист. Наверняка вам прочили великое будущее. Работали бы сейчас главным редактором какой-нибудь центральной газеты или журнала, с огромным окладом, с сотнями сотрудников...
И вдруг вы отказываетесь от продолжения карьеры успешного светского журналиста и уходите в маленькие, зарождающиеся церковные СМИ: ведете курсы церковной публицистики и радиожурналистики в Институте церковной журналистики при Издательском совете Русской Православной Церкви, читаете курс лекций по основам теории журналистики и церковной публицистики в Российском православном университете ап. Иоанна Богослова, в Высшем пастырском училище при Сретенском монастыре.
Почему вдруг произошла такая перемена? Что произошло, почему перспективный, успешный светский журналист, редактор, руководитель отказывается от своей карьеры и уходит в неизвестные широким слоям общественности церковные СМИ?
- В начале 80-х годов, когда я стал воцерковляться, мне хотелось, используя мои навыки литератора, журналиста и редактора, хоть как-то послужить Церкви. Именно тогда я стал сотрудничать с Издательским отделом Московской Патриархии.
В то время там издавались «русифицированные» Минеи, в которых печатались краткие «житийные» справки о святых. Многие справки (большей частью в Минеях, относящихся к «летним» томам) были написаны мною. Господь меня стремительно вел в церковную ограду и окружил удивительными церковными людьми, в основном монахами - открытыми, бескорыстными, любвеобильными, радостными. Многие из тех моих друзей стали сейчас архиереями.
Еще тогда, в брежневскую эпоху, я желал поглубже врасти в церковную среду, и даже был шанс стать преподавателем в семинарии и Духовной академии, но сквозь мелкоячейную сеть надзирающих органов я не прошел. Именно тогда встал вопрос: а вдруг мне предложат рукополагаться в священнослужители? Я поехал в поисках ответа на этот вопрос к одному старцу, который сказал: «Сам священства не ищи, но если предложат - не отказывайся». Тогда с преподавательским местом ничего не получилось, и я стал ждать. И только в 1994 году этот момент наступил.
Действительно, к этому времени моя журналистская карьера была на взлете, но у меня не было никаких колебаний - я уже знал, что такое Воля Божия и Его преблагий Промысел. Когда меня рукоположили во диакона, я был по-настоящему счастлив. Не только я, но и моя супруга и многие мои друзья. Дальнейшее мое служение как священника естественным образом стало сочетаться с накопленными профессиональными навыками. Как-то само собой получилось, что я стал активным сотрудником некоторых православных изданий, стал преподавать и даже какое-то время до моей работы в Патриархии был деканом факультета православной журналистики.
- Что привело вас в храм?
- Я крестился поздно - в 30 лет, когда у меня было уже двое детей. И произошло это сознательно, обдуманно, без какого-либо давления со стороны. Мои предки со стороны отца были потомственными священнослужителями, и я верю, что их молитвы сотворили это чудо. Профессиональная среда, в которой я варился, никаким образом не могла способствовать этому выбору. Впрочем, церковным человеком я стал позже - после посещения села Ракитное Белгородской области, где подвизался великий старец - архимандрит Серафим (Тяпочкин), поистине святой человек. С тех пор я считаю, что встреча со свидетелем славы Божией, свидетелем Истины, Любви и Свободы - самый важный момент в жизни человека. Я уверен, что на каждом из нас лежит ответственность: увидит ли кто-нибудь в нас, православных людях, этого свидетеля?
- Пресс-служба Московской патриархии появилась сравнительно недавно. Почему она возникла? В чем функция пресс-службы Московской Патриархии? Чем вы занимаетесь? В чем заключается специфика вашего служения? С какими трудностями приходится сталкиваться?
- Пресс-служба возникла по инициативе Святейшего Патриарха после того, как он увидел эффективность этого подразделения во время работы Архиерейского собора 2004 года. Это был абсолютно открытый для прессы и всего нашего общества собор - в режиме он-лайн мы в Интернете публиковали документы, речи и выступления архиереев.
За неделю работы Архиерейского собора в СМИ появилось несколько тысяч публикаций о нем (около 15 000 упоминаний). Таким образом, моя временная работа на Архиерейском соборе постепенно перетекла в Управление делами Московской Патриархии, где на меня была возложена обязанность информационной поддержки церковным инициативам. Главная задача любого церковного СМИ - миссионерская, быть свидетелем правды Божией.
Первым делом надо было создать информационный ресурс, который бы стал организующим центром нашей работы. Им стал портал Патриархия.ру, который открылся 1 мая 2005 года. Деятельность портала пока остается главной функцией пресс-службы. Эта работа отнимает у нас практически все силы. Сейчас мы достигли уровня миллиона посещений в год. Хотя это внушительная цифра, но она нас не удовлетворяет - нужно намного больше.
Мы рады, что ввели в православный Рунет некоторые жанры, например фотоочерки о церковных событиях, без которых сейчас немыслимы многие церковные сайты. Кроме этого, мы были первыми, кто стал регулярно публиковать в Интернете видеосюжеты. Практически это прообраз церковного телевидения.
Но есть еще огромный пласт нашей деятельности, который невидим для окружающих. Он связан с организационной, «дипломатической», референтской, информационной, посреднической работой. Мы, например, занимаемся аккредитацией журналистов на церковные мероприятия, подготовкой пресс-релизов, организацией съемок на церковных объектах, интервью со священнослужителями, разъяснением тех или иных церковных инициатив, переговорами со светскими СМИ и многим другим.
Мы абсолютно открыты для сотрудничества со всеми СМИ, общественными и государственными организациями.
Мы бесплатно снабжаем фотографиями и видеороликами всех, кто к нам обращается. За сравнительно короткий срок нашей деятельности мы наладили дружественные контакты с телепрограммами и информационными агентствами, со многими газетами и журналами. Многие из тех, кто нам звонит или приходит с просьбами, знают, что мы никогда не говорим «нет», что наша деятельность абсолютно бескорыстна. Трудности, конечно, есть - они связаны с недостаточностью человеческих, профессиональных и материальных ресурсов. Но у кого этих трудностей нет?
- Что, на ваш взгляд, является важнейшей, первостепенной задачей Православной Церкви в современной России? Какие проблемы в обществе вызывают у вас наибольшую обеспокоенность?
- Как и в прежние времена, у Церкви одна задача - вести людей ко спасению. Все должно быть подчинено ей.
У нас в России никогда не было легких времен. Сейчас российское общество встает с колен. Некоторые думают, что благополучие общества связано с экономической, материальной стороной жизни. Однако это заблуждение. Можно быть обеспеченным, но глубоко несчастным человеком.
С христианской точки зрения можно оставаться свободным, даже претерпевая бедность и болезни. Христианские мученики дают примеры того, что и в узах можно оставаться свободным и счастливым человеком. Пока общество не научится распознавать истинные ценности и служить им, оно не выздоровеет. Надо помочь обществу восстановить иерархию ценностей, сделать так, чтобы то, что должно быть на первом месте, не отодвигалось на двадцатое, а то, что стоит на сотом месте, не главенствовало в жизни людей. В своей проповеднической и социальной деятельности Церковь занимается этим.
- Отец Владимир, вы член Союза писателей. Ваша супруга - известная писательница. Два ее последних романа стали очень популярны. Поэтому странно задавать вопрос о вашем отношении к книге. Но хотелось бы узнать о ваших литературных вкусах. Какие книги оказали на вас сильное впечатление, в какой-то степени изменили вашу жизнь? Что вы любили читать, что читаете сейчас?
- Я люблю книгу, считаю, что этот способ познания мира, самого себя и Бога никогда не умрет. Вся моя жизнь связана с книгой. До сих пор, хотя времени у меня никогда не хватает, у изголовья моей кровати, как и в юности, лежат десятки читаемых и непрочитанных книг.
Моя домашняя библиотека насчитывает около четырех тысяч книг. Это очень много, поэтому некоторые из них время от времени я раздаю в общественные библиотеки и знакомым. Большей частью я и сейчас, да и во все прошлые времена, читаю то, что мне нужно по работе. Что касается художественной литературы, я подошел к такому возрасту, когда больше люблю перечитывать то, что мне когда-то нравилось, чем читать что-то новое.
Читаю я очень быстро - еще в юности научился, поэтому недостатка в чтении не испытываю. Очень люблю справочную литературу - энциклопедии, словари, путеводители. Люблю читать дневники, письма, воспоминания. Люблю стихи, я ведь был литературным критиком и много писал о русской поэзии. До сих пор поэты, даже те, о которых я писал нелицеприятно, дарят мне свои сборники. Просматриваю «толстые» литературные журналы. Читаю по многолетней привычке книги по литературоведению и критические статьи в журналах.
Из недавно перечитанных классиков могу упомянуть А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, мечтаю найти время для Л. Н. Толстого. Но большей частью я сейчас, конечно, читаю церковную литературу - богословие, проповеди, житийные повествования, историю, философию. В моем воцерковлении огромную роль сыграли книги преподобных Аввы Дорофея и Исаака Сирина, Добротолюбие, «Откровенные рассказы странника...», «Невидимая брань», русская религиозная философия, «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского.
Ирина Стрижова
Материал взят сайта "Православная книга России"