Собор Василия Блаженного как «киногерой» (ФОТО)
Наверняка в каждом семейном альбоме найдется хоть одно фото на фоне храма Василия Блаженного. Со школьной скамьи мы помним легенду об ослеплении зодчих, возведших собор Покрова, «что на рву», - лишь бы они не построили храма еще краше. Известна и другая легенда: однажды Каганович докладывал Сталину план реконструкции Москвы. Когда речь зашла о Красной площади, докладчик решительным жестом убрал с плана реконструкции храм Василия Блаженного, пояснив, что это «сооружение» мешает движению военных парадов и демонстраций. На что получил ответ: «Поставь на место».
«Минин и Пожарский» (1939). Режиссеры - В. Пудовкин и М. Доллер
1612 год.
В финальной части фильма есть яркий эпизод, предваряемый слегка идеологически окрашенной исторической неточностью: «7 ноября 1612 года Кремль был очищен от интервентов» (на самом деле это произошло двумя днями раньше). В этом небольшом отрывке лидеры Второго народного ополчения народные герои Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский с Лобного места произносят перед народом свои победно-патриотические слова. Наряду с эйзенштейновским «Александром Невским» (1938) именно этот фильм стал знаковым в повороте советской идеологической машины от идеи пролетарской «мировой революции» к «советскому патриотизму».
***
«Иван Грозный» (1944). Режиссер – С. Эйзенштейн
1565 год.
После предательства бояр и Андрея Курбского, а также смерти любимой жены Анастасии царь Иван Грозный решает удалиться из Москвы в Александровскую слободу и созвать опричнину, которая помогла бы правителю московскому подавить недовольство бояр. На фоне храма Василия Блаженного (скорее, всего, это макет, так как фильм Сергея Эйзенштейна снимался в 1944 году в эвакуации) царский глашатай зачитывает указ и об отъезде царя и об учреждении опричнины.
***
«Капитанская дочка» (1958). Режиссер — В. Каплуновский
1773-1775 годы.
Экранизацию знаменитой повести Александра Пушкина завершает масштабная сцена казни Емельяна Пугачева, произошедшая, как известно, на Болотной площади, но куда, по замыслу режиссера, бунтовщика везли через Красную площадь, где толпа зевак наблюдала за арестантской процессией со стороны Храма Василия Блаженного. Заканчивается эпизод исторически достоверными предсмертными словами Пугачева: «Прости, народ православный!», которые советская цензура так и не решилась вымарать из фильма.
***
«Я шагаю по Москве» (1963). Режиссер — Г. Данелия
1963 год.
В самом начале фильма – съемки Москвы. Один из кадров – машины едут по Красной площади на фоне храма Василия Блаженного. Выйдя из ГУМа, Николай и Володя идут по Красной площади и у храма Василия Блаженного встречаются с экскурсионной группой. Экскурсовод в пиджаке и темных очках устало и как бы нехотя рассказывает о храме:
«Кроме Лобного места от древних памятников Красной площади сохранился Покровский собор, более известный под названием Храм Василия Блаженного (устало снимает очки, трет переносицу) . Он был построен (отходит к собору, по пути задевает одну из экскурсанток), простите, в 1555 – 1560 годах русскими Бармой и Постником Яковлевым в честь присоединения к России Казанского царства…».
***
«Необыкновенные приключения итальянцев в России» (1974). Режиссеры — Э. Рязанов, Ф. Проспери
1970-е годы.
После разгерметизации самолета и вынужденной посадки на Минском шоссе итальянцы добираются до аэропорта. Выясняется, что один из них – Антонио – миллионный клиент «Аэрофлота», поэтому ему полагается бесплатный гид (Андрей Миронов). Гид везет Антонио, его шурина и Ольгу осматривать Москву. В автомобиле они проезжают по набережной вдоль Кремля и Новому Арбату и оказываются на Красной площади у храма Василия Блаженного.
Гид рассказывает: «Храм Василия Блаженного был воздвигнут на Красной площади в честь взятия Казани. Дабы архитекторы Барма и Постник не могли построить что-либо подобное, царь велел ослепить их».
«Несмотря на эту печальную легенду, мне тут нравится. Я останусь здесь», - говорит Ольга.
В другом эпизоде Ольга с чемоданом убегает от италянцев по Красной площади, стараясь смешаться с толпой. На заднем фоне возвышаются Спасская башня и храм Василия Блаженного.
Гид догоняет итальянцев, они идут по Красной площади на фоне Василия Блаженного. Гид рассказывает: «Красная площадь – сердце Москвы и всей страны. Мне кажется, что вы преследуете эту девушку».
***
«Брат-2» (2000), режиссер – А. Балабанов
Конец 1990-х.
К Даниле Багрову приезжает из провинции брат Виктор, который должен помочь ему разобраться со злодеями, заказавшими смерть друга Данилы, в Америке. Виктор выходит из поезда на Ленинградском вокзале, затем идет в банк, где работал друг Данилы, а затем направляется в Исторический музей. В музее со своим вторым другом сидит и строит планы Данила. И вот, Виктор идет по Красной площади, а позади него движется храм Василия Блаженного.
***
«Статский советник» (2005). Режиссер — Ф. Янковский
1891 год.
Во время аудиенции в Малом Николаевском дворце в Кремле новый генерал-губернатор Москвы Великий князь Симеон Александрович предлагает Фпандорину должность обер-полицемейстера. Видя фамильярное обращение Великого князя и не желая служить новому начальнику, Фандорин отказывается и выходит из зала, однако после разговора с камердинером бывшего генерал-губернатора возвращается к Его Высочеству
Финальные кадры фильма – Фандорин идет по Красной площади на фоне храма Василия Блаженного. Падает снег. Звучит песня «Белый снег».
***
Мультипликационный фильм «Про Василия Блаженного. Московская легенда» - из цикла «Гора Самоцветов» (2008). Режиссер – Н. Березовая
450 лет назад.
Мультфильм рассказывает историю о блаженном Василии, которые собирает денежки на строительство храма в центре Москвы. Собор и появляется во всем своем великолепии в самом конце 11-минутной ленты.