Томление духа. Ч. 2
Античность: страдающий Бог мистов и Бог-Идея Платона
И в античном мире встречаем томление духа. В Древней Греции, а затем в греко-римском мире, в эпоху эллинизма, мы имеем ряд религиозных движений и культов, которые стремятся дать ответ на горячую жажду души - жажду бессмертия, избавления от преходящести, от страданий, от уничтожения...
Удовлетворение своей жажды, Полноту Жизни, Полноту Бытия ищет иногда она на лоне великого природного Целого - у грудей Матери-Природы, в мощнотекущей, охватывающей ее со всех сторон жизни Космоса, полной производящей силы, сотканной из умираний и рождений, вечно юной и вечно обновляющейся. Таков смысл великих натуралистических культов - культа Диониса, с его буйным веселием пробуждающихся юных сил и соков Природы, с его торжеством и печалью, таковы таинства передневосточных ежегодно умирающих и воскресающих богов природной жизни - Аттиса, Адониса, Озириса-Сераписа, воспринятые античным миром в эпоху эллинизма.
Душа стремится погрузиться в это манящее лоно великой природной и Божественной жизни, она стремится слиться с ней, отказаться от своего ограниченного, утлого человеческого «я», сделаться одной из струек в этом общем, огромном, стихийно волнующемся потоке, отождествиться с этим постоянно воскресающим, вечно юным богом!
Недаром в культе Диониса-Вакха поклонники носят имя самого бога: bakhoi Теснейшее органическое объединение с богом давала, в культе Диониса, невидимому, и сакральная трапеза, ибо молодой бычок или козленок, раздиравшийся верными на части и жадно ими пожиравшийся в сыром виде, являлся, невидимому, временным воплощением самого бога.
В позднейших эллинистических, пришедших с Востока культах умирающего натуралистического божества имеем то же интимное, тесное участие в Божественной жизни: участие в страданиях бога, скорбь вместе со всей природой о роковой, вечно неотменной, вечно повторяющейся, бессмысленной и жестокой его смерти - когда замирали природные соки и высыхала растительность под действием палящего зноя, и радость об его восстании к жизни - когда возрождалась жизнь природы. С этим восстанием бога к новой жизни соединялись горячие чаяния мистов. ...Бог воскрес - и мист воскреснет, и мист приобщится к его торжествующей, победной, вечно обновляющейся Жизни! Таков смысл этих чаяний.
Но что это была за Жизнь? Была ли в ней Полнота и преодоление смерти и скорби умирания и железных, безжалостных законов мира? Это была великая жизнь природного Целого, подчиненная этим вечным и роковым мировым законам, жизнь, гармония и богатство которой было соткано из радостей, а вместе с тем - и из страданий, из жизненного подъема, а затем - и отмирания всего отдельного, всего индивидуального, жизнь, которая в сущности была равнодействующей, слагаемой бесконечного ряда смертей, которая была ограничена и замкнута в вечно неизменном, неотменимом, натуралистическом круговороте. Из этого мучительного круговорота, из этого царства природной закономерности и необходимости, из царства жизни природной, которая являлась на самом деле царством смерти, прекрасный умирающий юноша - бог не мог вырвать верующие в него души. Он сам был его рабом и пленником, более того - сам был олицетворением этого круговорота: он умирал роковым и бессмысленным образом, невольно и необходимо, смерть его была лишена всякого духовного порыва, всякого просветляющего этического значения - ужасная и неизбежная смерть оскопленного бога оплодотворяющих сил природы; а когда он воскресал, то для того, чтобы снова и снова умирать, и так далее, без конца. Такой бог не мог быть адекватным носителем этих связывавшихся с его культом горячих чаяний, этой жажды сердца, что стремилось успокоиться, отдохнуть от потока преходящести, от томящего круговорота, освободиться от власти тления и умирания на лоне Полноты Жизни.
Случайно, из целого ряда дошедших до нас могильных табличек (от IV в. до Р. X. по II в. по Р. X.) мы знаем, что таинства орфиков обещали своим верным это освобождение из «круга». Орфики как раз особенно болезненно и остро ощущали скорбь бывания и преходящести. С таким ужасом говорят они о неизменном космическом круговороте смертей и рождений: это безрадостный «круг Необходимости», «колесо становления и рока», «круг горестный, тяжелый». Но орфическая душа чувствует, что она «не от мира сего... и верит в конечное избавление из-под власти космоса и его законов чрез приобщение к Божественной жизни...
В этих чаяниях орфической души сказалась горячая жажда иной - подлинной Полноты Бытия, жажда избавления. И тем не менее, выхода, т.е. не временного, а окончательного выхода из круга на почве натурализма и натуралистической веры быть не может...
Философия Платона провозгласила иной мир - мир вечных, нетленных сущностей, не подчиненных законам бывания и изменения, «не смешанных с земным сором», мир изначальной, подлинной и непреходящей Реальности! Более того: собственно тот, истинный мир один только в действительности и существует, весь наш окружающий эмпирический мир есть лишь отблеск его в мутном зеркале «небытия» - материи, сам же по себе лишен всякой субстанциональности; ибо все бытие и вся действительность и жизнь принадлежит лишь тому Царству - вечных и Божественных идей. И это есть родина души....
Итак, разрыв между обоими мирами! Бежать отсюда туда, из области лжи и тления на ту родину духа, в то царство нетленной и изначальной Красоты, царство незыблемой Истины!.. Там - заветная пристань души, источник и цель ее томления. Когда Платон говорит об этой заветной цели, хотя бы мимоходом, мистический трепет согревает его слова... Уже при жизни душа философа, удаляясь чувственности и следуя разуму, «созерцает Истинное, Божественное и Непреложное и питается им». Вся жизнь философа есть поэтому томление по небесной родине, «подготовка к смерти», отрицание мира и дел его. Это настроение запечатлено в целом ряде важнейших диалогов.
Правда, Платон делает также и попытку примирить оба мира, перебросить мост между ними - в учении об Эросе и в утопии идеального Государства. Однако облагораживающая сила Эроса не касается самой материи, а лишь отблесков духовного начала, рассеянных среди нее, а идеальное Государство оказывается несостоятельным: в действительности оно - царство безмерного духовного гнета, а познание Истины, ради которого оно собственно только и существует, является достоянием лишь немногих избранных - лишь аристократов духа.
И философия Платона возвращается таким образом к той же раздвоенности, той же непримиренности, тому же исходному пункту. Мир земной «во зле лежит»; есть мир Правды; нужно бежать туда, в этот мир Правды, отдельной душе или же небольшой кучке избранных - истинных философов...
Существует вечный, реальный мир идей, которому присуща истинная действительность, а во главе этого царства идей возвышается Идея Блага, или же Бог, Создатель, Устроитель Мира, согласно «Тимею»... Такой Бог, односторонне-исключительный и холодный, далекий миру, по существу своему - безлично-логическое понятие, результат философской абстракции, не мог победить реально царящую в мире смерть, не мог раскрыть в мире всепобеждающую, всеохватывающую, преизбыточествующую - конкретную полноту Царства Вечной Жизни.
Ветхий Завет: пророческий взгляд в будущее
Струя томления очень заметна в Ветхом Завете . С одной стороны, это (на фоне вообще очень положительного отношения к земным благам как к дарам Божиим, получаемым человеком)
- крик глубокой неудовлетворенности всеми благами мира в «Екклезиасте»: все - суета сует и томление духа. Во всей мировой литературе, может быть, нет других таких слов скорби, равных этим по красоте и по силе тоски... Ответ на эти возгласы скорби, на эту неудовлетворенность дается - в общении с Богом. «Кто мне на небе (кроме Тебя)?» - восклицает псалмопевец. «И на земле я, кроме Тебя, не желаю ничего. Изнемогает плоть моя и сердце мое; Бог - твердыня моя и часть моя вовек» (Пс. 72, 25 - 26). Поэтому «как лань жаждет потоков воды, так жаждет душа моя Тебя, Боже!» (Пс. 41). «Душа моя как земля безводная по Тебе!» (Пс. 142). «Открываю уста мои и вздыхаю: ибо заповедей Твоих я жажду» (Пс. 118).
Наряду с этим томлением - по общению души с Богом живым, есть и другая струя томления: по спасению общенародному, и более того - все-человеческому и все-мирному, по Князю Мира, - то что называется - и правильно называется - «мессианскими чаяниями» Ветхого Завета. Ожидание и чаяние, что Бог посетит людей Своих.
Это томление по грядущему «покою», по грядущему Царству Мира и Правды, прорывается все снова и снова. Это не только политически-социальная греза, морально окрашенная, это - воздыхание вместе с тем о Царстве иного, высшего порядка, это - мечта о Царстве Божием среди людей, о преображении людей, а вместе с ними и всего мира, силою Духа Божия. ...Новое сердце будет дано людям и новое разумение, и Новый Завет заключит тогда Господь с людьми своими...
Иногда эти чаяния связываются с образом Князя Мира, Царя Правды, т.е. Мессии...
Для пророческого миросозерцания характерно это напряженное ожидание грядущих раскрывающихся судеб Божиих, это устремление вперед: «На стражу мою я стану, на башне буду стоять, чтобы узнать, что Он скажет мне», - восклицает пророк Аввакум...
Это устремление взора вперед, столь характерное для миросозерцаний пророков и вообще Ветхого Завета , есть выражение томления - полусознательного или сознательного - по тому, что имеет совершиться: религиозного томления, устремленного на историю мира, на грядущее проявление величия и славы и милосердия Божия в истории мира, в судьбе всего творения. Томление не по моему только личному прикосновению к Полноте Божественной, имеющей удовлетворить мою духовную жажду, а по грядущему спасению мира. В этом - неумирающая напряженность религии Ветхого Завета, ожидание явления Божия.
Новый Завет: «Свершилось!»
«Совершилось!» (tetilistai). Эти слова, сказанные Иисусом на Кресте, согласно Евангелию от Иоанна (19, 30), могут быть поставлены эпиграфом над всей проповедью христианства. Пропасть заполнена, Слово Божие явилось во плоти, «и мы видели славу Его». Вся апостольская проповедь есть свидетельство - именно прежде всего свидетельство, и более того: только свидетельство. Ибо все остальное вытекает из этого.. То, что цари и пророки жаждали видеть и не видели, слышать, и не слышали, то теперь ученики видели и слышали. Поэтому «блаженны очи ваши... (Мф. 13, 16-17, Лк. 10,23)... Поэтому, «кто жаждет, да идет ко Мне и да пиет. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»... Павел всем пренебрег, все почел за сор, чтобы приобресть Христа. Поэтому «мы ничего не имеем, но всем обладаем». Поэтому апостолы радуются в страданиях. Поэтому они уже не себе принадлежат...
«Благая весть» есть исполнение и ожиданий мира, истории, человечества....
Но - мы видели - не только «психологическое» заполнение, умирение томления принесено Благой Вестью. В нем все обетования Божии «да» и «аминь». В нем совершился и исполнился план Божий о мире. Не мечты, а исполнение; не отвержение мира, а спасение его и преображение его. Освящение плоти и тела, и ткани жизни, и истории и судеб мира: ибо Слово стало плотию. И утешается томление всего мира, всей твари, всего существующего. Ибо и вся тварь «стенает и мучится доныне» - «в надежде, что и сама тварь будет освобождена от рабства тлению, в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21).
Удовлетворение томления осуществлено реально, исторически, в историческом лице: в живой личности Того, Кто был воплощенное Слово, раскрывшаяся, не абстрактная, а живая, бесконечно снисходящая, бесконечно сострадающая и состраждущая и победившая жало смерти - Любовь Божия. И вместе с тем взор устремлен вперед - к грядущей полноте откровения этой Победы, когда «Бог сотрёт всякую слезу с очей их, и смерти уже больше не будет» (Апок. 21, 4). Поэтому мы еще стенаем и томимся (stinazomin baroumenoi) не потому, что хотим совлечься, а облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью», - пишет апостол Павел (2 Кор. 5, 4). Но полнота и центр и смысл жизни уже нам даны - во Христе... В Нем - так веруют христиане, - мы уже прикоснулись к Источнику воды живой.
«Поклоняемся снисхождению Твоему»
Характерна и еще более значительна и обратная струя: ответ Бога, или еще вернее: искание нас Богом, Искание Им нас предшествует нашему исканию Его. Не мы первые ищем. Наше искание Бога уже вложено в нас Богом и есть, как мы уже говорили вначале, зов Бога, выражающийся в нашем томлении по Нем: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).
Но еще более того: не только зов Бога, пробуждающий наше томление, но Бог активно выходит нам навстречу. «И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился и, побежав, пал на шею ему и облобызал его», - читаем мы в притче о блудном сыне. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»: Он оставляет 99 овец в пустыне и отправляется искать заблудившуюся овцу. «Пастырь добрый душу свою полагает за овец своих». Инициатива Бога, активность Бога, искание нас Богом, снисхождение Сына Божия, чтобы «искать и спасти погибшее», снисхождение даже до смерти, смерти же крестной: Бог, жаждущий спасения душ наших, - вот в этом наше спасение, в этом, согласно христианству, - смысл истории мира. «Не мы Его возлюбили, а Он возлюбил нас и отдал Сына Своего, как умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 10).
В этом-то и залог удовлетворения томления, что оно есть отзвук будящего наши души искания нас Богом и обретения нас Богом. «Я стремлюсь, не достигну ли я, как и я уже был достигнут, захвачен Иисусом Христом» (Фил. 3, 12). В этом, и только в этом - весь смысл христианского благовестия. «В том любовь.., что Бог послал Сына Своего Спасителем миру» (1 Ин. 4. 10, 14). «Поклоняемся снисхождению Твоему», - поет Церковь.
Из книги Николая Арсеньева «Душа Православия. О Жизни Преизбыточествующей. Правсославие. Католичество. Протестантизм».