Человек обрел разум, выхаживая своих малышей
Детеныши жирафа спустя несколько часов после рождения обретают способность стоять, ходить и даже убегать от хищников |
Авторы идеи исходили из того факта, что чем больше удельный мозг млекопитающего, тем более неподготовленным к жизни рождается его потомство. Они приводят в пример детенышей жирафа, которые спустя несколько часов после рождения обретают способность стоять, ходить и даже убегать от хищников. Человеческий же детеныш в течение нескольких месяцев не в состоянии ни сидеть, ни ползать, ни даже «держать» голову.
Вопрос о том, отчего у наших предков так рано появился большой мозг, рочестерские ученые не обсуждают. По этому поводу существуют различные версии ― развитие орудий труда, необходимость в кооперации со своими соплеменниками для совершения совместных действий, суровые условия жизни… Но какова бы ни была главная причина быстрого роста мозга, он вырос и в какой-то момент включил эволюционный процесс, развивающийся в режиме, который в технике назвали бы положительной обратной связью.
Мозг рос, новорожденные появлялись на свет еще более ранимыми, еще более неподготовленными к жизни, чем их предшественники, и требовали от родителей еще более длительных усилий, чтобы выходить младенца и подготовить его к самостоятельной жизни. А мозг рос дальше, но теперь уже целенаправленно, делая упор именно на развитии интеллекта. Интеллекта такой силы и сложности, которые на самом деле в примитивной жизни, пусть даже и очень жесткой, совершенно не требовались: вся остальная земная живность прекрасным образом без него обходилась.
Проверяя свою гипотезу на различных приматах, Пьянтадосси и Кидд обнаружили, что существует четкая взаимосвязь между уровнем интеллекта и временем выхаживания детеныша |
Проверяя свою гипотезу на различных приматах, Пьянтадосси и Кидд обнаружили, что существует четкая взаимосвязь между уровнем интеллекта и временем выхаживания детеныша ― чем сильней интеллект родителей, тем больше времени требуется на уход за детенышем. «Мы обнаружили, ― говорит Пьянтадосси, ― что время ухода за детенышем есть намного более хороший показатель интеллектуальности примата, чем какой-либо еще признак, включая и размер мозга, который обычно принято считать показателем силы ума животного».
Трудно сказать, насколько верна рочестерская гипотеза, но по крайней мере, она основана на вполне реальных предпосылках. Заведующий кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ Александр Марков в беседе с «ТД» воздержался от оценок конкретной работы, пояснив, что со статьей Пьянтадосси и Кидд не знаком. В то же время ученый подтвердил справедливость исходного положения: чем больше мозг животного, тем более беспомощным и уязвимым появляется на свет его отпрыск.