Частные российские компании открывают собственные школы

По мнению экспертов, традиционные системы образования пичкают детей мёртвыми знаниями. Весь школьный курс может поместиться в одной флэшке, при этом дети настолько перегружены в школах, что у них просто не остаётся времени думать и развивать свои творческие способности.
 
Фото: Uralcons.org  

По мнению экспертов, традиционные системы образования в мире все сильнее отстают от развития современных технологий. И это создает новую мировую индустрию образования, в которой каждый может занять свою нишу, сообщает «Российская газета». 

Предприниматель Владимир Довгань убежден, что образование ― самый перспективный бизнес в мире. Еще несколько лет назад он основал «Академию победителей», в которой людей (не только молодых, но и взрослых) учат «новому пониманию жизни». 

«Сегодня в мире самый дорогой ресурс ― это креативность и интеллект, в любой компании и в любом государстве. Но мы с упорством продолжаем пичкать наших детей мертвыми знаниями. Весь школьный курс сегодня поместится в одной флэшке, большую часть этой информации школьники не помнят уже через несколько лет после выпускного. При этом дети настолько перегружены в школах, что у них просто не остается времени думать и развивать свои творческие способности. Это огромная проблема», ― приводит газета слова предпринимателя. 

Он добавил, что в некоторых странах ситуация постепенно меняется. «Но это настолько громоздкая инертная система, что очевидно: поколение сегодняшних детей будет учиться по старой, никому не нужной парадигме», ― сказал Довгань. 

Как отмечает издание, российские власти пытаются модернизировать систему. Например, в прошлом году в Ростове-на-Дону открылась школа на 1 400 человек, одна из крупнейших на Юге России. И это первая школа в городе со специализированным инженерно-техническим профилем. Специализация связана с растущим спросом на «технарей» в самом широком смысле этого слова, от микробиологии до IT-технологий. 

Одна из главных фишек 115-й школы ― своя собственная цифровая лаборатория или технопарк. Здесь ребята могут заниматься компьютерными разработками, учиться азам робототехники и даже создавать свои первые стартапы. В классах ― современное компьютерное и исследовательское оборудование. Везде ― интерактивные доски и проекторы. Для любителей естественных наук закуплены электронные микроскопы, оборудование для гидропоники, современные учебные лаборатории по химии, биологии и физике. Создан отдельный робототехнический центр с 3D-принтером и возможностями для интерактивного обучения. 

«Наша задача состоит в том, чтобы каждый ребенок полюбил учебу и нашел свою сферу деятельности, в которую он мог бы углубиться еще с раннего школьного возраста. Это касается не только технических дисциплин. Например, мы много будем работать над развитием творческих способностей у деток. Они научатся снимать фильмы, делать фотографии и печатную продукцию, создавать радиопередачи», ― рассказала директор школы Ольга Назарчук. 

Тем не менее, пишет газета, бюрократия в современной школе и дефицит по-настоящему увлеченных своим делом учителей приводит к тому, что многие родители докупают специальные курсы, если хотят дать своему ребенку востребованные навыки на перспективу. Например, только в Ростове сегодня около 20 различных компаний предлагают изучение робототехники и программирования, причем каждый год открывается по несколько новых. Но пока рынок не насыщен и «съедает» все. 

 
Фото: Schoolioneri.com 

Живой пример: бывшая журналистка Екатерина Семенова в прошлом году открыла в Ростове франчайзинговое отделение столичной школы программирования для детей. В ней дети от семи до 12 лет обучаются языку программирования Scratch, управляя персонажами на экране компьютера. На этом языке дети делают мультфильм и пишут свою собственную игру. 

«Scratch помогает ребенку усвоить базовые знания любого «взрослого» языка программирования и, в отличие от «взрослых» языков, дружелюбно знакомит с миром кода», ― рассказала газете Екатерина Семенова. 

Согласно договору, после третьего месяца работы она начала отчислять франчайзи 10% дохода. И, по ее словам, несмотря на существенные траты на первом этапе, проект себя окупает. Сегодня она уже открыла несколько офисов в разных частях донской столицы и намерена активно набирать учеников. 

«Вполне возможно, что дети потом вообще будут работать в другой сфере. Но умение логически думать, выстраивать умозрительные заключения и способность обращаться с техникой нужны любому современному человеку. Я думаю, что в ближайшие пять-семь лет рынок еще будет активно насыщаться. Различных методик и программ очень много, как и самих специализаций. Один хочет научить своего ребенка программированию, другой ― основам современной журналистики, третий ― работе с фото и видео. Так что с точки зрения бизнеса это действительно интересная ниша», ― заключила Екатерина Семенова. 

Бизнес или подвижничество 

По данным председателя московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карины Черняковой, в Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов. Большинство из них были основаны еще в 1990-е гг. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы. 

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тысяч рублей в месяц, в более престижных — от 45 тысяч. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например, в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тысяч рублей в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тысяч кажется достаточно демократичной. 

 
Фото: Znania.ru  

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места». 

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». 

Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке. 

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале