Умер режиссер «Весны на Заречной улице» Марлен Хуциев

Хуциев — создатель культовых лент об эпохе 60-х. Среди его самых знаменитых картин — «Июльский дождь», «Был месяц май», «Мне двадцать лет». Его последней работой стала драма 2017 года «Невечерняя». Нередко он выступал и как автор сценария, и как актер.
 
Фото: Scoopnest.com 

В Москве на 94-м году жизни скончался кинорежиссер Марлен Хуциев, сообщает РИА Новости.

По словам зампредседателя Союза кинематографистов РФ Клима Лаврентьева, церемония прощания, скорее всего, состоится в Доме кино в Москве 21 марта.

Церемония начнется в 11.00.

Отпевание состоится в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах 20 марта.

Марлен Хуциев — кинорежиссер, сценарист, актер, педагог, народный артист СССР (1986), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993), президент Гильдии кинорежиссеров России, профессор, заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа. 

Осмысление наследия 

Марлен Хуциев принадлежит к кинематографической эпохе 1960-х, которая дала миру таких режиссеров как Трюффо, Годар, Вайда, Форман, Бертолуччи. В Италии его называли «русским Антониони», а Федерико Феллини находил в его фильмах созвучное себе настроение и в знак признания посылал российскому коллеге цветы.

Творчество Марлена Хуциева сформировалось в период «хрущевской оттепели» и по работам режиссера многие изучают эту эпоху.

В 1956 году вышла «Весна на Заречной улице» — первый фильм о рабочих, снятый без пафоса, поэтичная, психологически тонкая лента, в которой важен не столько сюжет, сколько атмосфера. Режиссер стремился отразить судьбы людей на фоне жизни страны.

 
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

«Я все время искал связь между личным и общим. Это моя внутренняя потребность». В этих словах мастера – суть того, что он всю жизнь делал в кино. «Личный сюжет в моих картинах выливается в картину жизни общества. Это достигается разными способами, скажем, обстановкой, атмосферой происходящего. Я стараюсь погрузить персонажей в живую среду, поэтому сюжет уже не является только историей двух людей. Мне нужно, чтобы зритель поверил в реальность происходящего. Я люблю войти в проблематику через живую ткань жизни», — говорил режиссер.

В 1964 году Хуциев снял ставшую культовой картину «Застава Ильича» — об обретении своего места в жизни, о морально-нравственных поисках поколения 20-летних. Ему удалось полностью растворить героев в общей массе современников. Он вышел со съемкой из павильона на улицу, смешивая актеров с толпой демонстрантов и с посетителями знаменитых поэтических вечеров в Политехническом музее. Картина получила документальное звучание, и критики тут же причислили Хуциева к лидерам советской «новой волны».

В 1965 году «Застава Ильича» получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и «Золотую пластину» фестиваля европейского кино в Риме. А в Советском Союзе фильм подвергся строгой цензуре, и без купюр зрители увидели его лишь спустя 20 лет.

Вслед за фильмом-надеждой «Застава Ильича» пришел «Июльский дождь» — фильм-разочарование, попытка ответить на вопрос «Что с нами происходит?» Затем «Послесловие» — один из самых пророческих и горьких фильмов, открывший новый тип молодого прагматика. А «Бесконечность», удостоенная приза имени Альфреда Бауэра в 1992 году, повествует о смысле быстротечной жизни, о том, что никогда не надо возвращаться в прошлое.

 
Кадр из фильма «Июльский дождь» 

Зрители полюбили интеллектуальные, одухотворенные бунтующей мыслью картины Хуциева за искреннюю доброту и внимание к человеку. А также за то, что они не укладывались в привычные рамки — ни в традиционный для 60-х жанр киноповести, ни в надрывное перестроечное кино. Не сложились отношения у режиссера и с нынешней эпохой блокбастеров, когда, по выражению мастера, «на место идеологической цензуры пришла цензура денег».

В последнее время Марлен Хуциев часто сокрушался: «Сегодня меня волнует то обстоятельство, что материальная сторона жизни преобладает над всем остальным, что нас разъедает корысть. Когда я учился, годы были очень голодными, но мы были абсолютно счастливы. Я мог увидеть на улице молодых людей, которые читали друг другу стихи. Сейчас я этого не слышу».

В последней своей картине «Невечерняя», которую режиссер снимал после почти 20-летнего перерыва, он вывел на экран двух любимых им классиков: Чехова и Толстого. 

Биография режиссера 

Марлен Мартынович Хуциев (Хуцишвили) родился в 1925 году в Тбилиси. Отец погиб в годы репрессий, мать, Нино Утенелишвили, была актрисой.

Хуциев учился в московской школе, заканчивал учебу в Тбилиси, куда вернулся с матерью.

 
 Фото: Scoopnest.com 

Поступал в Академию художеств, но не прошел по конкурсу. В 1944 году начал работать на Тбилисской киностудии помощником художника комбинированных съемок.

В 1950 году Хуциев окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Савченко).

С 1953 года работал ассистентом по дубляжу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, а в 1955 году Борис Барнет пригласил его вторым режиссером в фильм «Ляна».

В 1955-1958 годах Хуциев работал режиссером на Одесской киностудии; в 1959-1965 годах был ассистентом режиссера Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького; с 1965 года — режиссер киностудии «Мосфильм» (ныне киноконцерн «Мосфильм»).

В 1968-1972 годах Хуциев был художественным руководителем Творческого объединения «Экран» Центрального телевидения.

 
 Фото: Scoopnest.com 

Марлен Хуциев — режиссер-постановщик фильмов «Градостроители» (1950), «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Федора» (1958) «Застава Ильича» (1964), «Июльский дождь»(1966), «Был месяц май» (1970), «Алый парус Парижа» (1971), «Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1991), «Любимая моя жизнь» (рабочее название «Невечерняя», не был завершен).

В ряде фильмов Марлен Хуциев выступал как автор или соавтор сценариев («Улица молодости», «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Послесловие», «Бесконечность»).

Он также снял документальные фильмы «И все-таки я верю» (1972) и «Люди 1941 года» (2001).

В театре «Современник» Хуциев поставил спектакль «Случай в Виши» по пьесе Артура Миллера (1967, возобновлен в 1986). Как актер снялся в нескольких фильмах: «Интервенция» (главнокомандующий), «Гори, гори, моя звезда» (князь), «В день праздника» (восточный гость), «Карл Маркс, молодые годы» (Луи Блан).

С 1978 года Хуциев вел мастерскую режиссуры игрового кино во ВГИКе, с 1987 года по 2009 год — заведующий кафедрой режиссуры игрового кино, профессор.

Марлен Хуциев неоднократно избирался секретарем Союза кинематографистов СССР, был президентом Гильдии кинорежиссеров России.

 
 Фото: Scoopnest.com 

В 1994-1995 годах был президентом кинофестиваля «Окно в Европу».

В декабре 2008 года избран председателем Союза кинематографистов. В марте 2009 года Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК, на котором Хуциев был избран председателем, незаконными.

Хуциев — почётный член Российской академии художеств, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Марлен Хуциев — общепризнанный классик отечественного кино. Его работы были отмечены наградами многих международных и отечественных кинофестивалей. В 1965 году на Международном кинофестивале в Венеции его фильм «Застава Ильича» был отмечен Специальным призом жюри, а на МКФ европейского кино в Риме — «Золотой пластиной». В 1970 году фильм Хуциева «Был месяц май» получил премию Интервидения, премию за режиссуру МТФ «Злата Прага» в Праге. Фильм «Бесконечность» стал обладателем приза им. Альфреда Бауэра на МКФ в Берлине (1992).

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале