Московский Дворец пионеров пережил пандемию и готовится к новому году
Фото: Московский Дворец пионеров |
Почти каждый ребенок посещает по 2–3 кружка
Московский Дворец пионеров — учреждение дополнительного образования детей (до 18 лет) с большим количеством детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, объединений (кружков и секций) технического, научно-технического творчества, экологического образования, спортивных секций, объединений военно-патриотической, туристско-краеведческой направленности, информационных технологий.
Сегодня Дворец пионеров — это не только культовое место для многих московских семей, куда его бывшие выпускники теперь приводят своих детей и даже внуков. Это еще и часть образовательного комплекса «Воробьевы горы» — 5 школьных и 3 дошкольных отделения, колледж, 7, Причем 2 подразделения имеют по 2 адреса реализации программ, а также образовательный центр Команда, расположенный в Истринском районе отдельно стоящих центров дополнительного образования в разных округах Москвы и за ее пределами. Однако главным тут остается именно внутреннее содержание с крепкими традициями и устоями.
По словам Елены Мельвиль, руководству Дворца хочется и совершенствовать, развивать новые направления, но при этом сохранять и уникальные, традиционные. Сейчас в учреждении занимаются около 17,5 тысяч детей, которые получают приблизительно 46 тысяч услуг — практически каждый ребенок посещает по 2–3 кружка.
Мельвиль отмечает, что со временем меняется интерес к различным направлениям дополнительного образования. Например, 3–4 года назад дети в городе основном выбирали театральные и музыкальные кружки. За ними следовало художественное творчество, а вот запрос на научно-технические направления по результатам опроса на портале «Активный гражданин» составлял, например в 2014 г., тогда всего около 9%. в 2016 г — 15 % Сейчас же у нас в учреждении примерно 37% детей выбирают именно научно-техническое творчество.
«Нужно понимать, что мы не говорим только о робототехнике. У нас к обычному моделированию добавилось проектирование беспилотников, занятия по дизайну расширились до технического и промышленного направлений, а обычная аналоговая фотография преобразовалась в компьютерную. Также у нас есть 3D- и 4D- моделирование, прототипирование. Это все тоже научно-техническое творчество», — говорит директор Дворца пионеров.
Фото: Московский Дворец пионеров |
При этом, по ее словам, высокий спрос на художественное образование все же сохраняется. Ребята, которые ходят на технические кружки, как правило, посещают еще и художественные. Традиционные направления также остаются популярными, например шахматная школа или школа гандбола.
«Мы начали развивать медиацентр Дворца пионеров, возродили киношколу для подростков, и это невероятно интересно. Более того, сейчас думаем над развитием киноклуба, чтобы дать подросткам пространство для коммуникации. У нас продолжает работать и школа комиксов, которая изначально создавалась на 1 месяц в прошлом году. Это психолого-художественный кружок, потому что дети, переживая подростковые трудности, не только переносят их в пространство комикса, но и находят тех, кого волнуют те же проблемы», — рассказывает Елена Мельвиль.
Она добавляет: «В целом же мы наблюдаем у родителей запрос на метапредметность, так что предлагаем детям как основной модуль, так и дополнительные. Программистам, например, мы предлагаем и курсы по коммуникации, чтобы ребенок успешно социализировался, развивал навыки общения».
Мельвиль отмечает, что педагоги Дворца пионеров спустя два–три месяца работы с ребенком видят его сильные и слабые стороны, а значит, могут посоветовать что-то родителям, подобрать нужное для каждого конкретного ученика, чтобы помочь ему максимально раскрыть свои таланты.
По словам Елены Мельвиль, до пандемии в учреждении уже был небольшой опыт работы в онлайн-формате: «Нашей шахматной школе удалось предвосхитить массовый переход в интернет, потому что у родителей был запрос, ведь к нам на занятия ездили даже дети из Подмосковья. Именно поэтому еще до введения режима повышенной готовности шахматы у нас начали проводить в онлайн-формате».
Она отмечает, что во время пандемии перенести такую большую структуру в формат дистанционного обучения было действительно сложно: «Сначала мы провели обучение педагогов, у нас было на это целых две недели. За это время мы изучили цифровые платформы, их преимущества и недостатки, разобрали алгоритм работы с ними, а также рассказали, как работать со светом и звуком».
Кроме того, с преподавателями работали психологи, они объясняли им психологические основы дистанционного образования, принципы самопрезентации и другие детали, которые помогали выстраивать качественную коммуникацию с учениками, поскольку даже жестикуляция в таком деле имеет значение.
Идеальная картинка вначале не складывалась: для многих преподавателей такой формат действительно был очень сложным из-за технических особенностей. Но проведя пару занятий, они начали привыкать и поняли, что это гораздо эффективнее, чем просто отправка готовых документов студентам. А потом педагоги стали и сами связываться между собой в Zoom, чтобы поделиться лайфхаками и результатами работы.
Так, коммуникация во время пандемии не только не прервалась, но стала интенсивнее.
Фото: Московский Дворец пионеров |
Елена Мельвиль отмечает, чтобез родителей во время пандемии Дворцу пионеров пришлось бы туго — им удалось совместно с преподавателями наладить процесс общения с детьми, именно это помогло освоить учебные программы до конца года.
Поначалу казалось, невозможно перевести спортивные кружки в онлайн-формат, но есть множество различных тренажеров. Например, футболисты изучали различные расстановки игроков, вместе с тренерами смотрели матчи. А также выполняли разминки и зарядки, к которым подключались и родители. Удивительный опыт был на онлайн-занятиях музыкального ансамбля имени В. С. Локтева. К этим занятиям подключались и бабушки с дедушками, и родители, загоревшиеся желанием тоже освоить игру на каком-либо музыкальном инструменте. Так получился формат группового занятия с ребенком.
По словм Елены Мельвиль, опыт работы во время карантина оказался бесценным, «мы решили, что его нельзя терять»: «Сейчас у нас на сайте есть целый раздел, где собраны материалы для дистанционного обучения, мастер-классы от педагогов. Также там много полезной информации для преподавателей. Думаю, мы будем использовать такой формат и дальше, ведь в декабре–январе стабильно есть неделя, когда дети начинают массово болеть. Кроме того, педагоги иногда тоже заболевают, и теперь у них даже в таком случае есть возможность просто выйти в эфир и провести занятие по расписанию. Теперь в школах есть технологии, чтобы ребенок, когда он на больничном, мог подключиться к уроку и не пропустить ничего важного».
Только научная реставрация
Дворец пионеров — это не только памятник советского модернизма, у здания есть официальный статус охраняемого объекта архитектуры. Именно поэтому реставрация помещения ведется под строгим контролем Мосгорнаследия. В обществе много волнений, потому что у учреждения пока нет опыта восстановления таких объектов: памятники советского времени только сейчас приходят в то состояние, когда им необходимо проведение подобных работ.
Во Дворце пионеров изначально собрали рабочую группу, в которую вошли его выпускники, муниципальные чиновники, депутаты Мосгордумы. Все они работают под тщательным контролем управляющего совета, каждый этап обсуждается вместе с детьми и взрослыми. Студенты проводили «форсайт-сессию» про будущее Дворца, дети помладше писали эссе на тему «Что должно быть во Дворце?», а педагоги вместе с проектировщиками ходили по зданию и рассказывали им, что и где было раньше, ведь не все чертежи сохранились, а множество перепланировок изменили логику и композицию здания.
«Абсолютно уверенно можно сказать, что это исключительно научная реставрация, то есть восстановление оригинальной идеи архитекторов. Более того, наше здание — памятник культурного наследия, а значит, новое строительство на объекте не допускается на основании федерального закона», — говорит Елена Мельвиль.
Центральный Дворец детского творчества в России
История Дворца на Воробьёвых горах началась в 1936 году с открытия Московского городского дома пионеров и октябрят (МГДПиО). Первоначально Дом пионеров размещался в доме №6 по переулку Стопани в бывшем особняке купеческой семьи Высоцких. Здание сохранило внешний облик, но «купеческое безвкусие» интерьеров было переиначено в духе времени. Дом пионеров был широко известен, именовался в народе «Гордом», или «Дом на Стопани».
Фото: Московский Дворец пионеров |
Уже спустя год после открытия в МГДПиО занимались около 3500 детей, работали 173 кружка и секции. Вскоре после открытия МГДПиО присоединил соседний особняк №4 по переулку Стопани, где разместились кабинет юных изобретателей, авиамодельная и деревообрабатывающая мастерские, лаборатории железнодорожного и водного транспорта, связи, фотолаборатория, химическая и энергетическая лаборатории.
Помимо технических кружков, важность открытия которых определялась происходящей индустриализацией СССР, работали секции художественного творчества: оркестр, хор, музыкальная школа, школа танца, театральная студия, театр кукол, скульптурная и архитектурная мастерские, литературная и изостудия. В пионерском ансамбле песни и пляски уже в 1937 году состояли 500 человек, в организацию театральных постановок были вовлечены до 750. Литературный кружок Дома пионеров часто посещали писатели Самуил Маршак, Агния Барто, Лев Кассиль, Аркадий Гайдар, Рувим Фраерман, Корней Чуковский. Участники исторических кружков по путёвкам Дома пионеров посещали фонды Эрмитажа и ездили на раскопки в Крым, увлекающиеся географией участвовали в экспедициях в Подмосковье и на Кавказ.
В предвоенные годы в Доме пионеров открылся шахматный кружок, ставший одним из сильнейших в городе. В рамках развития военно-спортивного и патриотического направления с декабря 1936 года при Доме пионеров действовал сводный пионерский полк, где готовили мастеров по военным специальностям, а в 1938 году в МГДПиО появился оборонный отдел со стрелковым кабинетом, военно-морской лабораторией, школой инструкторов по химической и противовоздушной обороне, кружки пулемётчиков и гранатомётчиков.
В годы Великой Отечественной войны МГДПиО продолжал работу. Швейные, столярные, слесарные, электротехнические кружки работали на помощь фронту, творческие студии устраивали концерты для красноармейцев. С 1942 года, когда Дом пионеров взял шефство над одним и военных госпиталей, воспитанники мастерских делали для раненых мундштуки, кисеты и платки, творческие кружки проводили для солдат музыкальные и театральные вечера.
На фоне послевоенного патриотического подъёма в 1945 году было учреждено Общество юных историков Москвы, объединившее исторические кружки Дома пионеров и городских школ. Воспитанники дома пионеров принимали активное участие в подготовке к празднованию 800-летия столицы в 1947 году. В 1946 году под руководством Общества были созданы 25 тысяч творческих работ, посвящённых истории Москвы, в 1947 — 80 тысяч. За масштабную деятельность Общество получило множество наград Министерства просвещения, приняло в дар библиотеку исторической литературы. Развивались и другие мастерские, кружки, студии и лаборатории. Уже в 1946 году непосредственно в Доме пионеров занимались более трех тысяч человек, а число участников концертов, конкурсов, спортивных праздников и других мероприятий достигало 35 тысяч в месяц.
Фото: Московский Дворец пионеров |
На небольшой территории МГДПиО было организовано место для разнообразных занятий: перед воротами располагалась дорожка для педальных автомобилей и роликовых коньков, на аллеях были места для тихого отдыха и чтения, на спортплощадке — для тренировок и состязаний. Во дворе находились сад с плодовыми деревьями, бассейн с водоплавающими птицами, живой уголок и небольшая конюшня с жеребёнком. Постепенно стало ясно, что Дом пионеров не может вместить всех желающих, и в 1958 году Центральный совет Всесоюзной пионерской организации принял решение построить на Ленинских горах целый Дворец пионеров и школьников. Дворец строился на деньги, оставшиеся после VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году.
На объявленном в марте 1958 года главным архитектором Москвы И. И. Ловейко конкурсе на проект Дворца пионеров из четырёх работ победил проект архитекторов Моспроекта из мастерской И. Н. Соболева и Ю. Н. Шевердяева. После объявления победителя в июне того же года, решением И. И. Ловейко создан коллектив авторов, которые затем занимались проектированием и строительством Дворца: В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, И. А. Покровский (авторы победившего конкурсного проекта), архитекторы Б. В. Палуй и М. Н. Хажакян и конструктор Ю. И. Ионов.
29 октября 1958 года состоялся торжественный митинг по поводу закладки Дворца пионеров и установлен закладной камень. Строительство Дворца было ударной комсомольской стройкой.
Торжественное открытие прошло 1 июня 1962 года в Международный день защиты детей. Дворец торжественно открывали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, первый секретарь московского городского комитета КПСС Пётр Демичев, секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Павлов, председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации Л. К. Балясная, министр просвещения РСФСР Евгений Афанасенко, председатель Исполкома Моссовета Николай Дыгай, 1-й секретарь МГК ВЛКСМ Борис Пастухов и другие почётные гости.
В 1971 году большие успехи Дворца пионеров в деле коммунистического воспитания были отмечены Орденом Трудового Красного Знамени. 19 мая 1972 года в 50-летнюю годовщину Всесоюзной пионерской организации на территории Дворца пионеров был открыт памятник Мальчишу-Кибальчишу, герою сказки Аркадия Гайдара. 19 мая 1974 года у подножия памятника была заложена капсула с землёй с могилы Гайдара, доставленная в Москву пионерами из города Канев.
В 1981 году Дворец пионеров получил звание «Образцового внешкольного учреждения». 1 сентября 1988 года был открыт филиал Дворца пионеров: Дом научно-технического творчества молодёжи около станции метро Шаболовская.
В 1992 году Московский городской Дворец пионеров и школьников был реорганизован в Московский городской дворец творчества детей и юношества.